Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Почему Тора точно указывает, когда и где Ашем обратился к Моше?

Книга Бемидбар начинается так: “И говорил Ашем Моше в пустыне Синайской, в Мишкане, в первый день второго месяца (ияра), во второй год по выходе их из земли Египетской”.

Ашем говорил с Моше сотни раз, и обычно Тора не указывала точное время этих разговоров. Почему же сделано это здесь?

Вопрос этот проясняет такая притча:

Господин X, всем известный владелец нескольких небоскребов, крупный вкладчик огромных компаний, обладатель ферм и поместий, никак не мог обрести счастья в своей личной жизни. Он только что развелся со второй женой, дочерью нефтяного магната, отравлявшей ему существование постоянными ссорами. С первой женой он развелся несколько лет назад, потому что она не была ему верна. Он редко говорил об этих браках и, когда любопытствующие репортеры расспрашивали его, отказывался разглашать какие-либо подробности. Он держал в тайне даты своих свадеб и разводов, а когда его просили показать брачные договоры, отрицал, что у него есть эти документы.

Много лет спустя друзья предложили ему невесту, брак с которой, хотя и был странным для человека, занимающего такое положение, должен был несомненно оказаться удачным. Предполагаемая невеста была бедна, но из благородной семьи и с хорошим характером.

После того, как миллионер провел расследование и все говорившееся о юной леди подтвердилось, он воскликнул: “На этот раз я нашел именно ту жену, что надо! Я открыто объявлю о дне венчания и обязательно дам ей брачный договор”.

После того как Всемогущий сотворил человека, Он разочаровывался в одном поколении за другим. Поколение Потопа восстало против Него, и поколение Разделения тоже. Поэтому Тора вскользь говорит о том, как появлялись и исчезали эти и последующие поколения, не указывая точного времени их появления на сцене мировой истории и ухода с нее. Так, Тора не упоминает ни о том, когда истреблены были содомиты или уничтожено поколение Разделения, ни о том, когда произошли Десять казней и потопление египтян.

А вот о евреях Ашем сказал: “Они не то, что предыдущие поколения: они дети Авраама, Ицхака и Яакова! Я знаю, что этот народ будет верен Мне”.

Поэтому Он и повелел Моше: “Запиши в Торе точный день, месяц, год и место, где Я возвеличил их”.

Тора (Бемидбар 1:1) указывает точное время и место обращения Ашема к Моше так же, как записываются эти подробности в ктубе (брачном договоре).

Этот мидраш никак не разъясняет нам, почему именно начало книги Бемидбар выбрано в Торе для оглашения ктубы Ашема с еврейским народом. Разве не обвенчались евреи с Ашемом почти на год раньше, при даровании Торы?

Ответ может заключаться в том, что первого ияра 2449 года еврейский народ поднялся на новую ступень близости к Ашему, когда Он (как мы поясним позже) повелел дать им дгалим (знамена). Благодаря этим знаменам евреи достигли большей близости к Ашему.

Таким образом этот стих показывает, что из всех племен человеческих Ашем избрал еврейский народ.

Почему Б-г явил Тору в пустыне?

Слова “в пустыне Синайской” указывают на то, что Б-г намеренно избрал пустыню, чтобы в ней даровать нам Свою Тору.

Есть несколько причин, по которым Б-г предпочел пустыню обитаемым землям. Среди них такие:

<> Если бы Тора была дарована в Эрец Исраэль, обитатели этой страны притязали бы на особую близость к Торе. Чтобы научить нас тому, что у каждого еврея равная доля в Торе и равные обязательства перед ней, Б-г говорил с евреями в такой местности, куда каждый имел право беспрепятственно прийти.

<> Являя Тору в пустыне, Б-г учил нас, что желающий стать великим на поприще изучения Торы должен уподобиться пустыне, т.е. стать ничейным.

Эти слова означают:

1. Как в пустыню может беспрепятственно вступить всякий, так и еврей должен быть смиренным.

Смирение есть сознание своей малости. Это достоинство необходимо для успешного изучения Торы и для счастливой жизни в этом мире.

Что дает смирение применительно к Торе?

<> Чтобы преуспеть в изучении Торы, человек должен искать общества талмидей хахамим, превосходящих его своей мудростью, и учиться у них. Высокомерный же не принимает советов и наставлений от других людей.

<> Тот, кто убежден в своем превосходстве, не станет напрягать силы ради выполнения тех мицвот, которые кажутся ему незначительными; уделять большое внимание точному выполнению требований остальных мицвот он тоже не будет.

<> Смиренный любезен Ашему, ибо такой человек все время пересматривает свои поступки, чтобы исправить сделанные ошибки. Высокомерный же глух к любым упрекам и не способен к самокритике. Поэтому он далек от тшувы.

Что дает смирение в жизни вообще?

<> Смиренный человек наслаждается жизнью, не обращая внимания на материальные обстоятельства; высокомерный же недоволен своим жребием. Самодовольный человек убежден в том, что и ближние его, и Ашем в долгу перед ним за его таланты, свершения или заслуги. Если он недостаточно вознагражден признанием или деньгами, он будет страдать от недовольства и разочарования.

<> Если несчастье постигает высокомерного человека, он возмущается и негодует. Смиренный же может превозмогать беды, неудобства и жизненные неприятности.

<> Смиренный человек имеет друзей, влюбленный в самого себя — нет. Он не может простить тех, кто обидел его или обращался с ним недостаточно почтительно; поэтому ему трудно ладить с другими.

Особая важность, придаваемая Торой смирению, диаметрально противоположна современной теории “эмансипации”. Теперь учат, что ребенок рождается не с “обязанностями”, а с “потребностями”, и, следовательно, он ничего не должен ни Б-гу, ни родителям, ни учителям.

Такие взгляды стали проникать даже в наши семьи и школы. Поэтому необходимо укрепить точку зрения Торы, состоящую в том, что истинное счастье в обоих мирах достигается не жизнью ради удовлетворения своего “эго”, а смиренным сознанием нашего огромного долга перед Ашемом.

2. Требование “уподобиться пустыне” означает также, что еврей должен быть готов принести материальные удобства в жертву ради Торы. Понятие “пустыня” противоположно цивилизации с ее материальными благами и предметами роскоши. Еврей только в том случае может надеяться преуспеть в изучении Торы и выполнении мицвот, если он готов идти на жертвы в мирских делах.

3. Еще одна характеристика пустыни — ее пустота. Интеллект еврея, прежде, чем в нем смогут укорениться идеи Торы, должен быть подобен пустыне, чист от всякого чуждого.

Некий царь завоевал еще одну страну и присоединил ее к своим владениям. Он хотел, чтобы жители и этой страны подчинились его законам, и поэтому объявил, что посетит один из городов, дабы там его признали новым властелином.

Однако, наперекор ожиданиям, когда царская колесница прибыла в город, ее не встречали ликующие толпы. Царь проехал по пустынным улицам, и ни единой души не было видно.

Этот город населен был процветающими купцами. Одни боялись, что новый правитель обложит их налогом, другие вели нечестную торговлю и опасались, что царь положит конец их мошенничествам или, и того хуже, накажет их. Для них было разумным постараться избежать власти нового царя.

Царь понял, что жители этого города не хотят признать его правителем. Тогда он объявил, что на следующий день посетит другой город.

Назавтра взору царя предстала та же самая странная картина: никто не вышел приветствовать его.

И царь уразумел, что процветающие граждане только что завоеванной страны не захотят добровольно подчиниться его власти. Взамен этого он должен добиться поддержки менее обеспеченных жителей.

Он повторил свои заявления в окрестностях опустошенных городов, жители которых лишились имущества и всех пожитков.

Услышав о приближающемся прибытии царя, эти обнищавшие люди возрадовались. Власть нового правителя означала надежду на будущее. Он мог выделить средства на восстановление их снесенных домов и пришедших в негодность земель, мог нанять их к себе на службу. Они не имели денег, которые царь мог бы конфисковать, и не совершали дел, которые могли бы вызвать у царя осуждение. Поэтому на следующий день царя приветствовала ликующая толпа.

Так и Всемогущий в поисках подходящего для откровения Своей Торы места приблизился к Красному морю. Но оно убежало от Него, как сказано в Теилим (114:3): “Море увидело (Всемогущего) и побежало”. Морю стыдно было предстать перед Шехиной, ибо на его берегу находился идол Баал Цефон, которому поклонялись египтяне.

Тогда Ашем подумал, что местом дарования Торы могут быть горы, но горы “прыгали в сторону как овцы” (там же). Они убежали, зная, что недостойны участвовать в Откровении, ибо на их вершинах идолопоклонники установили свои изваяния.

Наконец, Шехина приблизилась к пустыне, и пустыня не отступила. Она могла принять Всемогущего без страха и стыда, ибо была абсолютно пуста и не запятнана идолопоклонством.

Поэтому для дарования Торы Б-г избрал пустыню.

В этом иносказании кроется мысль о том, что еврей может обрести мудрость Торы, лишь подготовив свой разум к ее восприятию. Он должен изгнать все мысли и стремления, противоположные Торе; он должен сделать свой разум пустыней. И только тогда Шехина сможет войти.

Сыны Израиля подвергаются исчислению в четвертый раз

Первого ияра 2449 года, второго года пребывания в пустыне, Ашем повелел Моше: “Пересчитай евреев-мужчин от двадцати до шестидесяти лет”

Исчисление касалось только урожденных евреев, а не эрев рав. (Эти обращенные египтяне не учитывались также и при всех предыдущих исчислениях.)

Ашем повелел Моше: “Собери всех сынов Израиля вместе и исчисли их, взяв от каждого по монете в полшекеля (ибо евреев нельзя пересчитывать непосредственно, по головам).

Пусть каждый предъявит письменные и устные свидетельства о том, из какого колена происходит его отец.

Запиши имя каждого мужчины в соответствии с происхождением его отца и подсчитай общее число мужчин в каждом колене. И после этого подсчитай общее число всех сынов Израиля.

Так как переписать сотни тысяч людей — дело чрезвычайно трудное, твой брат Аарон поможет тебе”.

Аарон не получил приказа участвовать в предыдущей переписи, происходившей сразу после изготовления золотого тельца, чтобы не дать людям повода для таких замечаний: “Сперва он сделал золотого тельца, а теперь подсчитывает, сколько народу пережило последовавшую за этим кару”.

Ашем продолжал: “Несиим (вожди колен) тоже помогут тебе в исчислении”.

Ашем перечислил двенадцать несиим (считая Эфраима и Менаше разными коленами). Так как для колена Леви Он не назначил вождя, Моше понял, что левитов исчислять не надо.

Моше сразу призвал к себе несиим, и они, не откладывая, собрали всех сынов Израиля у входа в Мишкан. В тот же день и началась перепись. (Это говорит о великой готовности и радости, с которыми вожди колен выполняли любую мицву. Обычно, когда предстоит перепись населения, участвующие в ней должностные лица вначале встречаются, чтобы обсудить и организовать мероприятие. И им, конечно же, нельзя поставить в вину, что они отводят некоторое время на планирование столь сложной задачи. Моше, Аарон и несиим, с рвением выполняя повеление Ашема, обошлись без подготовительных мер и объединенными усилиями начали перепись в тот же самый день.

Однако полная перепись такого большого количества людей отняла много времени.

Записывалось имя и происхождение каждого еврея от двадцати до шестидесяти лет. Установили численность каждого колена и, наконец, общее число сынов Израиля — 603550 мужчин от двадцати до шестидесяти лет.

Это была четвертая перепись евреев.

1. В самом начале, как сказано в Торе, семья Яакова, переселившаяся в Египет, насчитывала семьдесят человек.

2. Тора утверждает, что Египет покинули 600 000 мужчин.

Эти цифры показывают, что в Египте еврейский народ сверхъестественно размножился. Благодаря особому Промыслу Ашема, маленькая семья Яакова, несмотря на происки врагов, замышлявших истребить ее, чудесным образом превратилась в народ, насчитывавший миллионы душ.

3. После греха золотого тельца, одиннадцатого тишри 2448 года, сыны Израиля подверглись исчислению в третий раз.

Эта перепись была предпринята как символ любви и заботы Ашема о евреях — даже после их греха.

4. И вот теперь, первого ияра 2449 года, почти через семь месяцев после предыдущей переписи, народ исчисляли снова.

Примечательно, что эта новая перепись дала в точности такое же общее число людей, что и предыдущая (Шмот 38:26). Конечно, за прошедшее между ними время некоторые юноши должны были достичь двадцатилетнего возраста, и разве никто из стариков не умер? Как же может быть, что больше чем за полгода численность народа абсолютно не изменилась?

Дело в том, что мужчины, достигшие двадцати лет за время между двумя исчислениями, не были включены в новую перепись, ибо возраст подсчитывался по числу лет, прожитых до Рош Ашана: того, кому двадцать лет исполнялось после Рош Ашана, не включали в перепись текущего года. Таким образом мужчины, которым исполнилось двадцать между переписями тишри и ияра, в расчет не принимались. Поэтому официальная перепись не показала прироста населения.

И убыли среди сынов Израиля в эти месяцы тоже не было, ибо они занимались тогда сооружением Мишкана. Эта мицва защищала их, так что за все время ни один еврей не умер.

Эти соображения объясняют, почему итоги переписи в точности совпадают с предыдущими.

Гур Арье предлагает другой ответ на этот вопрос. Он обращает внимание на то, что даже если евреи старше шестидесяти лет и умирали, это не оказывало влияния на исчисления, ибо те, кому больше шестидесяти, вообще не включались в перепись.

Наш текст основан на Бемидбар раба (1:8, цитировано Раши в Шмот 30:16). Он ставит нас перед проблемой, заключающейся в том, что в рассматриваемой переписи колено Леви исчислялось отдельно, а рассказывая о предыдущей переписи, Тора ни о чем подобном не упоминает. Представляется, что и тогда левиты тоже исчислялись отдельно. Реэм исходит из такого предположения, объясняя, что так как сразу после греха золотого тельца левиты были особо выделены как слуги Ашема, то, согласно простой логике, при третьем исчислении, происходившем сразу после этого, они были исключены из общей переписи, хотя Тора и не говорит об этом прямо.

У Рамбана другой подход к проблеме совпадения итогов двух переписей. По его мнению, в переписи тишри левиты исчислялись совместно с остальными сынами Израиля. Но случилось так, что при следующей переписи получившаяся за счет этого разница была в точности уравновешена числом тех, кто за это время умер или достиг двадцатилетнего возраста.

Реэм опровергает подход Рамбана, основанный на задаваемом им вопросе: как может быть, что больше чем за полгода никто из миллионов людей не умер? Реэм цитирует в ответ собственные слова Рамбана (Бехукотай): “Когда евреи нравственно совершенны, законы природы на них не распространяются. Ашем благословляет их пищу и питье и предотвращает болезни, так что врачи им вовсе не нужны”. Реэм заключает: “Ашем руководил Поколением Пустыни и совершал при этом очевидные чудеса. Мы не можем сравнивать их жизни с нашими. Поэтому мы должны согласиться с утверждением наших хахамим, что пока сооружался Мишкан, никто не умирал”.

Если во время последнего исчисления не произошло никаких изменений, то зачем же Ашем повелел провести новую перепись?

Цели этого исчисления и почему книга Бемидбар называется “Хумаш апекудим” (“Книга Чисел”)

Ашем повелел провести эту перепись по нескольким причинам, в том числе по таким:

1. Главной целью этого исчисления было установить происхождение каждого человека и, тем самым, колено, к которому он принадлежал.

Почему Ашем повелел Моше первого ияра 2449 года выяснить, безупречны ли родословные евреев?

<> После Освящения Мишкана прошел уже месяц. Проживший на одном и том же месте тридцать дней считается его постоянным обитателем. В этот день Мишкан стал постоянным жилищем Шехины. И теперь, чтобы Шехина могла оставаться среди евреев, надо было установить незапятнанность происхождения их семей.

<> Кроме того, в этот день Ашем повелел даровать сынам Израиля дгалим (знамена), призванные возвысить их до положения земного воинства Ашема, соответствующего по своей роли Небесным ангелам. Этот высший уровень кдуши требовал удостоверенной чистоты происхождения.

<> Чтобы знать, как евреям становиться лагерем под знаменами и в каком порядке им следовать, надо было выяснить, к какому колену принадлежит каждый еврей.

Если так, то разве не достаточно было бы установить происхождение каждого человека? Почему Ашем повелел еще и исчислять каждое колено?

Наши мудрецы учат: “Шехина не покоится над числом евреев, меньшим, чем 22 000 “. (Имеется в виду, что конгрегация в 22 000 евреев приобретает высший уровень близости к Шехине.) Каждое колено для того было исчислено, чтобы показать, что количество людей в нем не меньше этого минимального числа, необходимого для обитания Шехины в их среде.

2. Ашем потому повелел исчислить евреев именно в этот день, первого ияра, что их вступление в Эрец Исраэль должно было произойти через двадцать дней. (Сорокалетнее пребывание в пустыне было объявлено позже, когда народ потребовал послать лазутчиков). Это обследование призвано было определить, кто годится для служения в войске, которому предстояло завоевать Эрец Исраэль.

3. Хотя для этой переписи было множество причин, одна из них особенно четко объясняет, почему Ашем повелел исчислить сынов Израиля именно тогда, несмотря даже на то, что предыдущая перепись проводилась всего лишь несколькими месяцами раньше.

Однажды вечером бизнесмен вернулся домой совершенно изнуренным. День был лихорадочным — телефонные звонки, распоряжения, отправка товаров. Он хотел только одного: поужинать и рухнуть в постель. Тем не менее вначале он занялся другим. Хотя это отняло время и потребовало сосредоточения, он получил массу удовольствия. Вытащив из бумажника поступившие к нему за прошедший день чеки и банкноты, он несколько раз тщательно пересчитал их. Он забыл о своей усталости и преисполнился радости и довольства.

На то, чтобы осмотреть и пересчитать дорогие для него вещи, человек тратит время и силы. Чем ценнее предмет, тем более тщательно он будет исследован.

Всемогущий часто устраивает исчисление народа Израиля, показывая, что для Него важен даже один-единственный еврей. Поэтому Тора отводит много места подробному рассказу об исчислении еврейского народа. В одном только разделе Бемидбар дается четыре различных перечня численности сынов Израиля.

В этом разделе дважды приводится их общее число (1:46 и 2:32) и дважды — численность каждого колена (1:20-43 и 2:4-31).

Ашем говорит: “Всякий раз, когда упоминается общее число сынов Израиля, Я счастлив, ибо это есть число воинов Моего воинства, исполняющих на земле Мою Волю”. Книгу Бемидбар называют также Хумаш апекудим, или “Книга Чисел”. Она содержит подробную перепись в этом разделе и еще одну — в разделе Пинхас (26:1-52). Название “Книга Чисел” говорит о той важности, какую придает Ашем исчислению еврейского народа, — делу, действительно выражающему Его любовь к нему.

Почему Тора упоминает сынов Аарона особо

Аарону приказано было помогать в проведении переписи, во время которой устанавливались и подлинные родословные. В народе стали шептать: “Прежде, чем Аарон решит, действительно ли мы кашерные евреи, пускай он исследует происхождение своих собственных внуков: не он ли позволил своему сыну Элазару взять в жены одну из внучек идолопоклонника Итро еще до того, как этот Итро стал прозелитом?” (На самом деле Аарон поступил так по велению Ашема. Ашем предвидел, что эта девушка достойна родить Пинхаса, который освятит Имя Ашема.)

Чтобы восстановить честь Аарона, Ашем особо упомянул его и его сыновей перед остальными левитами сказав: “А вот потомки Аарона и Моше”… (3:1).

При перечислении сынов Аарона перечислены были и сыновья Моше, чтобы не проявить к нему пренебрежения. Однако поименно Тора перечисляет только потомков Аарона, ибо, будучи кознами, они заслуживали особого упоминания. Сыновья Моше были левитами, и Тора указывает их имена и численность в переписи левитов.

В этом стихе подчеркивается, что Всемогущий выделял всех потомков Аарона без исключения.

Три стана в пустыне

Когда Моше исчислил евреев и распределил их по коленам, Ашем обучил его тому, как становиться лагерем и в каком порядке следовать.

Мишкан надо было располагать в середине народа. Место, где он находился, называлось “Стан Шехины”. Это был самый внутренний и самый святой стан.

Со всех четырех сторон его окружали левиты. Место их расположения известно было под названием “Стан Левитов”. Этот стан был менее свят, чем Стан Шехины. Его опоясывал третий стан — “Стан сынов Израиля”, где располагались лагерем все двенадцать колен, по три с каждой стороны. Стан сынов Израиля окружали Облака Славы. Эрев рав всегда оставались по ту сторону Облаков.

Описание стана левитов

Коэны и левиты, как почетные стражи Мишкана, располагались вокруг него со всех четырех сторон. Они постоянно наблюдали за тем, чтобы ни один некоэн не вошел в Мишкан и не совершил какое-нибудь запретное действие.

Ашем дал Моше подробные наставления о том, где располагаться на стоянку семьям левитов:

<> На востоке. Ашем повелел: “Моше, Аарон и сыновья Аарона будут стоять на востоке, у входа в Мишкан. На востоке восходит солнце, с востока изливается свет. И Моше, и Аарон, и сыновья его заслуживают того, чтобы поставить их там в награду за тот духовный свет, что несут они своей Торой и мицвот1‘.

<> К западу от Мишкана. (Только Моше и Аарон с сыновьями становились совсем рядом с Мишканом; другие роды левитов — Гершон, Кеат и Мерари — располагались на расстоянии в тысячу локтей от Мишкана.)

Место к западу от Мишкана предназначалось для сынов Гершона.

С запада приходят снег, зной, мороз и ливни. Сыны Гершона обладали духовной способностью прикрыть сынов Израиля от действия этих сил природы.

Мидраш (Бемидбар раба 2:9, Пиркей дерабби Элиэзер 3) отождествляет четыре стороны света с источниками тех или иных сил природы:

С востока излучается свет, ибо там восходит солнце. Оттуда исходит также восточный ветер, самый вредоносный из всех ветров.

С запада приходят снег, град, зной, мороз и ливни.

Юг — источник благословенной росы и дождя. С севера посылаются в мир “тьма” и вредоносные силы.

Мишкан представлял собой микрокосм. Левиты и колена сынов Израиля располагались вокруг него в соответствии с Б-жественным предначертанием, согласно которому каждая группа, благодаря своим особенным нравственным достоинствам, боролась с вредоносными силами, появлявшимися с одной из четырех сторон. И таким образом они охраняли весь мир. К югу от Мишкана на расстоянии в тысячу локтей разбивали свой стан сыны Кеата.

С юга приходят благословенные дожди. Сыны Кеата носили Арон, символизирующий Тору. Их расположение с южной стороны означало, что Ашем дарует народу Израиля дождь соразмерно тому усердию, с которым евреи изучают Тору. Если евреи перестанут изучать Тору, то им будет отказано в дожде.

<> С северной стороны Мишкана, на расстоянии тысячу локтей от него, располагались сыны Мерари.

На языке наших мудрецов, север — та сторона света, с которой Ашем насылает на мир несчастья и наказания. Деревянные брусья Мишкана, носить которые было обязанностью сынов Мерари, служили напоминанием о том, что Ашем “жезлом древесным” накажет отклонившихся от Его путей.

Стан сынов Израиля

Ашем повелел коленам располагаться с четырех сторон, в знак того, что весь мир существует благодаря достоинствам народа Израиля.

Восточная сторона

<> ИЕУДА — Ашем сказал: “Иеуда, колено, из коего произойдут еврейские цари, должно располагаться с востока. Восток — сторона восходящего солнца, а Еврейское царство называют “светом”. (Его задача — вести народ путями, освещенными светом Торы.) Посему Иеуде подобает стоять с востока”.

<> ИССАХАР — Иссахару тоже подходит восток, сторона, с которой изливается свет. Колено Иссахара состоит из знатоков Торы (а они — луч надежды для человечества во все века духовной тьмы и хаоса).

<> ЗЕВУЛУН — это колено потому располагалось с востока, со стороны, откуда исходит свет, что богатства, которые оно приобрело торговлей, содействовали свету Торы. Люди из этого колена тратили свои состояния на то, чтобы поддерживать знатоков Торы из колена Иссахара.

Благо праведнику и благо его соседу! Люди трех колен, располагавшихся поблизости от Моше и Аарона, с восточной стороны, стали светочами Торы.

<> Колено Иеуды отличилось в изучении Торы и мицвот.

<> Иссахар славен был своими знатоками Торы, глубоко сведущими в искусстве согласовывать календарь, прибавляя дополнительные дни к месяцам и годам.

<> Зевулун не только поддерживал Иссахара, но и гордился своими великими знатоками Торы.

И, наоборот, горе грешнику и горе его соседу!

Колена Реувена, Шимона и Гада располагались рядом с Кеатом. Поэтому люди из колена Реувена (Датан, Авирам и Он бен Пелет) примкнули к мятежнику Кораху, происходившему из рода Кеата. Члены же колена Шимона и Гада были причиной раздоров в других случаях.

Этот мидраш учит нас тщательно и осторожно выбирать себе соседей и приятелей.

На человека сильно влияют его соседи и друзья. Пребывание в дурной компании ослабит его преданность Торе. Поэтому общаться следует с истинными сынами Торы, дабы на все аспекты жизни смотреть с точки зрения Торы.

Южная сторона

<> РЕУВЕН — с юга исходят благословенные дожди и росы.

Согрешив в происшествии с Билой, Реувен признал свою ошибку и раскаялся. Он передал способность к тшуве своим потомкам.

Расположение этого колена с южной стороны, откуда исходят благословенные дожди, показывало, что благословения являются в мир благодаря тшуве.

<> ГАД — Гад потому располагался рядом с Реувеном, что колено Гада, люди которого были воинами, обладало духовной способностью вызывать Б-жественное излучение мощи, передавшейся народу Израиля. Это свойство дополняло способность колена Реувена пробуждать Б-жественный атрибут Милосердия.

<> ШИМОН — Шимону отведено было место между двумя вышеуказанными коленами для его собственной духовной защиты. Шимон не получил никакого явного благословения от своего отца Яакова, прогневавшегося на него за то, что он был зачинщиком уничтожения Шхема и продажи Йосефа. Моше тоже решил не благословлять это колено отдельным благословением, будучи сердит на то, что его люди участвовали в прегрешении в Шитиме. Так как Шимон лишен был явных благословений, Ашем отвел его колену такое место, где ему помогало бы духовное могущество соседей, пробуждавших Б-жественное Милосердие и Силу.

Западная сторона

С запада исходят снег, град, мороз, зной и ливни — могущественные силы, причиняющие смерть и разрушения.

Ашем повелел, чтобы с этой стороны становилось потомство Рахели, обладавшее духовным могуществом, достаточным для одоления злых сил.

<> ЭФРАИМ

<> БИНЬЯМИН и

<> МЕНАШЕ — все обладали особой властью превозмогать силы зла. Поэтому они отвращали от народа Израиля пагубные повеления.

Кроме того, на западе покоится Шехина. Следовательно, Биньямину — любимцу Ашема, которому обещано было присутствие Шехины, — отведено было место именно с этой стороны.

Северная сторона

<> ДАН — тьма спускается на мир с севера. Дану отведено было это место, символизирующее, что колено Дана было причиной духовного затмения, когда царь Йеравам установил на его землях одного из двух тельцов (I Мелахим 12:28). И еще, во времена судей люди из колена Дана поклонялись статуе Михи.

Ашем для того поставил Дана на севере, откуда приходит в мир зло, чтобы убедить это колено оставить свои заблуждения и избрать стезю жизни.

<> АШЕР — Ашем поставил Ашера рядом с Даном в надежде на то, что его свет изольется на объятый “тьмой” лагерь Дана. Надел Ашера благословен был оливами, масло которых использовалось для Меноры, символа мудрости, дарованной этому колену. По замыслу Ашер должен был передать часть своей мудрости Дану.

<> НАФТАЛИ — Нафтали, излучавший Небесное благословение изобилием, также поставлен был рядом с Даном. Это благословение призвано было излиться на колено Дана, у которого было меньше заслуг.

• • •

Как же обозначены были границы трех главных станов, а также каждого из колен?

Из Колодца Мириам сверхъестественным образом изошли потоки воды, отделившие стан Шехины от стана левитов, а стан левитов — от стана сынов Израиля. Эти потоки разветвились на ручьи, которые разделили участки колен. Однако между станами сынов Йосефа — Менаше и Эфраима — не было разделяющего ручья.

Услышав от Ашема, что каждому колену назначены свои границы, Моше подумал: “Теперь мне придется спорить с недовольными из каждого колена. Люди Реувена скажут мне “Мы хотели бы стоять с северной стороны”, — а люди Дана потребуют поставить их с юга. Я должен быть готов к многочисленным спорам”.

“Твои опасения не обоснованы, Моше, — успокоил его Ашем. — Евреи знают, где они должны разбивать стан. Их предки передали им последние слова Яакова, гласившие, что они будут занимать те же места, что занимали сыны Яакова, когда несли гроб своего отца”.

Перед смертью Яаков завещал своим сынам: “Иеуда, Иссахар и Звулун возьмут мой гроб с восточной стороны, Реувен, Шимон и Гад — с южной, Эфраим, Биньямин и Менаше — с западной, а Дан, Ашер и Нафтали — с северной. Йосеф и Леви освобождаются от этой обязанности: Йосеф — потому что он царь, а царю не подобает нести гроб, Леви — потому что его колено будет носить ковчег Ашема. Тому, кто носит ковчег Вечного Б-га Живого, не приличествует тащить ящик с мертвецом”. Ашем сохранил установленный Яаковом порядок.

Значение дгалим (знамен)

Дгалим, украшавшие стан в пустыне, обладали глубочайшим духовным значением, и их нельзя смешивать с сегодняшними, привычными для нас, королевскими или государственными флагами.

Народы мира действительно переняли у евреев идею государственных флагов; однако их флаги — лишь жалкое подобие дгалим, изготовленных и выставленных по воле Неба.

Сыны Израиля пророчески предвидели дгалим, которые будут при даровании Торы. Перед их мысленным взором представала Шехина, спускающаяся с горы Синай в сопровождении 22 000 колесниц с ангелами и огромного числа окружающих их дополнительных колесниц.

Четыре легиона ангелов располагались вокруг Шехины, и над каждым из них развевалось свое знамя:

<> Справа (к югу) находился легион ангела Михаэля. <> Слева (к северу) — легион ангела Уриэля. <> Спереди (к востоку) — легион ангела Гавриэля. <> Сзади (к западу) — легион ангела Рефаэля.

Перед взором евреев вставали огненные Небесные знамена, с самыми разными оттенками цветов.

Вдохновляющий вид воинства Небожителей заставил сынов Израиля воскликнуть: “О, если б только были мы построены под знаменами, с Шехиной среди нас, подобно ангелам!”

Почему возжелали они дгалим?

Они жаждали испытать особую святость, построившись как Небесное воинство, наслаждающееся высшей близостью к Всемогущему.

И тогда Ашем сообщил Моше, что Он дарует сынам Израиля желанные знамена.

Но только через тридцать дней после сооружения Мишкана (когда Шехина, ушедшая, было, после греха золотого тельца, поселилась в нем постоянно) Ашем счел евреев достойными обрести этот высший уровень святости.

Он повелел Моше: “Евреи должны становиться станом под четырьмя главными знаменами”.

Четыре легиона; перед которыми несли особые знамена

Каковы были эти четыре главных знамени?

1. С востока располагался легион ИЕУДЫ. Под знаменем Иеуды шли также:

<> ИССАХАР,

<> ЗЕВУЛУН.

2. С запада располагался легион ЭФРАИМА. Под его знаменем выступали также:

<>МЕНАШЕ,

<> БИНЬЯМИН.

3. На юге был легион РЕУВЕНА. Под знаменем Реувена шли:

<> ШИМОН,

<> ГАД.

4. На севере располагался легион ДАНА. Под знаменем Дана шли:

<> АШЕР,

<> НАФТАЛИ.

Эти четыре легиона соответствуют четырем легионам ангелов:

1) легион Иеуды отображал Небесный легион, ведомый ангелом Гавриэлем;

2) легион Эфраима соответствовал легиону ангелов во главе с Рефаэлем;

3) легион Реувена соответствовал воинствам Небесным, возглавляемым Михаэлем;

4) легион Дана был земным подобием Небесного легиона Уриэля (Бемидбар раба 2:9).

Кроме того, эмблемы, вышитые на четырех главных знаменах, соответствовали четырем земным созданиям, окружавшим Престол Небесной Славы (как описано в Ехезкель 1:10):

1) человеческому образу у подножия Престола соответствовало знамя Реувена, на котором были вышиты растения дудаим (чьи корни внешне напоминают человека);

2) облику льва, находившемуся под Престолом, отвечал флаг Иеуды с изображенным на нем львом;

3) небесному образу быка соответствовал флаг Эфраима, на котором был вышит бык;

4) лику орла у Престола подобен был орел, вышитый на знамени Дана.

Конечно, это лишь приблизительное соответствие неземным оригиналам, недоступным нашему пониманию.

Чем отличались четыре главных знамени от прочих?

1. Они, очевидно, были большего размера, чем остальные восемь.

2. Кроме эмблем, вышитых на всех флагах без исключения, на этих четырех были еще и надписи (Бемидбар раба).

Таргум Йонатан полагает, что существовало всего четыре знамени, на каждом из которых надписаны были имена сразу трех колен. Цвет каждого из этих четырех знамен был сочетанием цветов драгоценных камней на нагруднике первосвященника, соответствовавших трем коленам, шедшим под этим флагом. На каждом знамени вышит был также соответствующий стих.

На них изображены были такие буквы:

<> На главном знамени Иеуды — первые буквы имен трех праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова.

<> Надпись на главном знамени Реувена содержала вторые буквы имен наших праотцев.

Буквы на флаге Реувена составляли слово беца (выгода), напоминая тем, что надо быть честным в денежных делах, подобно сыну Яакова Реувену, сторонившемуся воровства.

<> На главном знамени Эфраима написаны были третьи буквы имен наших праотцев. Этот корень (рахак) означает “отдаление”; здесь скрыт намек на то, что еврей должен бежать от идолопоклонства. Это предостережение потому вышито было именно на флаге Эфраима, что царь Йеравам, установивший в еврейском царстве идолов, происходил из колена Эфраима.

<> На главном знамени Дана были последние буквы имен наших праотцев. (Эти буквы образуют также слово “макав” (молот), означающее здесь, что еврей обязан уничтожать идолов. Такое предостережение было уместным для колена Дана, которое не воспротивилось, когда царь Йеравам установил на его земле изваяние идола.) Мы замечаем, что ни на одном из этих четырех флагов не была изображена буква “эй” из имени Авраама (а эта буква взята из Имени Ашема). Вместо этого форму буквы “эй” приняло Облако Славы, обволакивавшее Арон и указывавшее путь сынам Израиля; тем самым оно служило как бы изображением Имени Ашема. Чтобы узнать, идти им или становиться на отдых, евреи обращали взор на это Облако, имевшее форму буквы “эй”. Когда оно двигалось, они шли; когда покоилось, — отдыхали.

Особые законы о подготовке священного Ковчега к переходу; — о том, как Ковчег сверхъестественным образом нес себя сам

Перед каждым переходом Арон оборачивали в парохет (Разделяющую Завесу перед Святая Святых).

Коэны опасались, что, если для снятия Завесы они будут вставать на лестницы, их может одолеть искушение взглянуть на Арон. И они придумали необычный способ отцепления Завесы:

С помощью длинных шестов коэны снимали Завесу со вделанных в столбы крюков, на которых она висела, а затем осторожно опускали ее вниз, пока она полностью не покрывала Арон; таким образом Арон ни на мгновенье не оставался открытым для взоров. Затем они расстилали поверх Завесы еще одно голубое покрывало.

Ни один другой сосуд не оборачивали в голубую ткань снаружи; так поступали только с Ароном, чтобы привлечь внимание к его особой святости. Священнейший из сосудов соответствовал Престолу Небесной Славы. Голубой покров призван был напомнить всякому, кто посмотрит на него, о значении Арона.

Ритуал переноски Арона также был особым:

<> Четыре носильщика Арона должны были идти, обратившись к нему лицом. Поэтому двое передних носильщиков шли пятясь.

<> Перенося Арон, сыны Кеата пели песнь Ашему (подобно ангелам, которые приближены к Шохине и оттого поют песнь Ашему).

Когда переносчики Арона брались за свои шесты, происходило удивительное чудо. Не только сам Арон явственно становился невесомым, но и его носильщиков поднимало и влекло вперед. Это чудо всенародно было явлено, когда сыны Израиля под водительством Иеошуа достигли Иордана десятого нисана 2488 года.

Стояла весна, и Иордан вышел из берегов.

Иеошуа сказал народу: “Ашем сотворит сейчас чудо, которое ясно покажет, что Он обитает в вашей среде. Оно поможет убедить вас в том, что Он изгонит язычников из Ханаана”.

Иеошуа приказал коэнам, которые по такому особому случаю несли Арон вместо левитов, ступить в воды Иордана.

В тот миг, когда ноги коэнов погрузились в реку, ее течение внезапно остановилось и вода стала рядом с ними стеной, поднявшись до огромной высоты. Так как с другой стороны от коэнов река продолжала течь, они оказались стоящими на сухом речном дне.

Иеошуа приказал, чтобы весь народ пересек русло Иордана, пока коэны с Ароном стоят на месте. Когда же весь народ перешел реку, Иеошуа велел коэнам вернуться обратно на восточный берег. Как только они это сделали, водяная стена рухнула и воды устремились вниз по течению.

Коэны, носильщики Арона, были теперь отделены от своих соплеменников, стоявших на западном берегу реки. И тогда Арон сверхъестественным образом перенес коэнов к сынам Израиля над водами реки.

Все видели как Арон нес своих носильщиков. И так было всегда.

Маараль поясняет, что как животворящая душа поддерживает тело, так и Арон, — душа и духовное содержимое Мишкана, — поддерживает своих носильщиков.

Это чудо — “Ковчег, поддерживающий своих носильщиков”, — учит нас важнейшему принципу. Еврей обычно не сомневается в том, что он “поддерживает Тору”, но забывает о том, что Тора “поддерживает его”.

Во времена царя Давида один человек по имени Уза, увидев, что волы наклонили повозку и вот-вот сбросят Арон наземь, взялся за него рукой, и Небо поразило его за это смертью (II Шмуэль 6:6-7). Ашем сказал: “Арон носит даже своих носильщиков. Тебе следовало верить, что уж тем более он поддержит себя самого!”

Ашем повелел, чтобы в Святилище выполняли следующие четыре действия, которые Сам Он осуществляет совсем иначе, неизмеримо более совершенным способом, чем мы.

<> Он заповедал сынам Кеата нести Его Арон, хотя Сам Он поддерживает всю вселенную.

<> Он заповедал коэнам и левитам охранять Мишкан, хотя Сам Он — Страж всему миру.

<> Он заповедал, чтобы в Святилище возжигали Менору, хотя Сам Он дает свет всему миру.

<> Он повелел приносить жертвы на Его жертвеннике, хотя Сам Он подкрепляет и питает все живое.

Сказанное подтверждает, что Ашем для того установил все мицвот, чтобы духовно возвышать нас в этом мире и в мире, который придет ему на смену.

Сынов Кеата подвергают исчислению, чтобы распределить их для служения

Из трех родов левитов — Гершона, Кеата и Мерари — одному, а именно роду Кеата, была поручена обязанность переносить священные сосуды.

Хотя сын Леви Гершон был старше Кеата, эта более почетная работа была поручена роду Кеата по таким соображениям:

1. Ашем оказывал тем самым честь Моше и Аарону, которые вели свою родословную от Кеата.

2. Сыны Кеата выделялись среди других родов левитов своей полной погруженностью в Тору и служением, доходившим до забвения всех мирских забот. Кроме того, они часто собирали людей, чтобы наставлять их в Торе.

Они несли Арон, Завесу, Менору, Шулхан, Жертвенники и все их принадлежности. Эти священные сосуды они должны были переносить на своих плечах. Левитам же из других родов разрешалось везти свой груз на повозках.

Ашем повелел Моше пересчитать потомков Кеата как людей из первого среди левитов рода и определить их обязанности. Эта перепись устанавливала число левитов, подходящих для служения. Поэтому в нее включались лишь мужчины от тридцати до пятидесяти лет — возраст служения левитов в Мишкане. Элазар, третий сын Аарона, поставлен был управляющим над сынами Кеата. Он назначал на работу и определял, кто будет нести какой сосуд во время перехода.

Сам Элазар нес в правой руке масло для возжигания Меноры, в левой — воскурения, в подвешенном на плечо сосуде — муку для ежедневного жертвоприношения, а на поясе — небольшую бутыль с маслом помазания.

Рамбан (4:16) поясняет, что все эти предметы были очень тяжелыми: полный запас воскурений составлял 368 маот; годовой запас масла — 183 лога, а, кроме этого, Элазару приходилось нести еще и муку для жертвоприношений по крайней мере на один, а возможно, и на несколько дней. Следовательно, Элазар был очень силен; мы уже знаем, что Моше и Аарон были также необыкновенными силачами.

Перед каждым выступлением в поход люди Кеата начинали спорить между собой о том, кому достанется привилегия нести Арон. Хотя они прекрасно знали, что многие их братья лишались жизни из-за малейшей неточности по отношению к Ковчегу, они тем не менее считали высшей честью нести этот святейший из сосудов. Получая от Элазара назначение, каждый из них требовал: “Дай мне нести Арон, а не Шулхан {Менору или другой сосуд)!”

Чтобы избежать этих постоянных споров, Ашем повелел Моше и Аарону: “Приставьте к Арону постоянных носильщиков, а не назначайте перед каждым переходом новых. Вы, Моше и Аарон, благодаря духу святости, распознайте, кто из сынов Кеата достоин нести Арон. Выбирайте наисвятейших из рода сего”.

В завершение Ашем строго предостерег всех коэнов: до тех пор не призывать сынов Кеата к исполнению их обязанностей носильщиков святых сосудов, пока сосуды не будут целиком укрыты покровами. Если сыны Кеата станут разглядывать святые сосуды или дотрагиваться до них, когда те будут неприкрыты, они могут погибнуть.

“Справедливо ли это? — спросил Моше Ашема. — Или Ты заботишься только о том, как избавить от смерти сынов Кеата? Разве тебе безразличны коэны, которым предстоит оборачивать святые сосуды?”

“Коэны не погибнут от того, что будут смотреть на них, — заверил Ашем Моше. — Ведь коэны — святые из святых. Поэтому, представ перед непокрытыми сосудами, которые тоже святые из святых, они не претерпят никакого ущерба. Сыны Кеата менее святы, чем коэны, и потому лицезрение святых сосудов повредит им”.

Ашем обещал, что каждый из трех родов левитов — Гершона, Кеата и Мерари — продлится вовеки. По своему значению роды левитов стоят в одном ряду с целыми коленами; посему так же, как и колена, они не прервутся до пришествия Машиаха.

Toldot.com


Опубликовано

в

от

Метки: