Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.
Мишпатим — Б-жественные установления, определяющие взаимоотношения между евреями
В разделе Мишпатим (на это указывает само название — Правопорядку содержатся законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.
Многие законы, изложенные в этом разделе, технически сложны, и анализ их выходит за рамки этой работы. Ограничимся лишь попыткой дать краткое описание основных заповедей, содержащихся в данном разделе, которое поможет читателю понять, что Мишпатей Ашем эмэт цадку яхдав, «Законы Ашема истинны и верны в единстве». Следующие заповеди (упомянутые как в Мишпатим, так и в других разделах Торы) мы пока оставим без разъяснений. Они будут рассмотрены в другом месте:
— Не угнетать пришельца (гера).
— Давать в долг нуждающемуся (см. Беар}.
— Помогать разгрузить животное, принадлежащее другому человеку (см. Ки теце).
— Соблюдать законы шмиты, седьмого года (см. Беар).
— Соблюдать праздники Песах, Шавуот и Суккот (см. Эмор).
— Приносить первинки от урожая в Храм (см. Ки таво).
— Не вступать в союз ни с одним из семи народов, населявших Эрец Исраэль (см.Ваэтханан).
Некоторые установления были разъяснены сынам Израиля, когда они остановились в Маре. Другие правопорядки были даны им после дарования Торы, когда они еще оставались у подножия горы Синай.
Рассказывают о королеве, которая никогда не выходила из дворца без вооруженного телохранителя, шедшего впереди нее. Другой вооруженный воин должен был следовать сзади. Только тогда она чувствовала себя в безопасности, уверенная, что теперь ни один злоумышленник не сможет к ней приблизиться.
Точно так же и правопорядки: они предшествовали Декалогу (Десяти Речениям) и следовали за ним, ибо они необходимы для сохранения человеческой цивилизации. Наши мудрецы утверждают (Авот 1:18): «На трех вещах держится мир (вселенная): на истине, на правосудии и на мире».
Ашем дал народам семь основных законов, известных как законы сыновей Ноаха. Но Общине Израиля Он открыл тысячи и тысячи установлений, которые подробно разъясняют все вопросы, связанные с исками, ущербом и тяжбами. Почему Община Израиля выделена и должна изучать и выполнять все многочисленные детали правопорядков, а другим народам они не были открыты?
Врач в сопровождении ассистента совершал ежедневный обход больницы. Осмотрев одного пациента, он распорядился: «Питание этого больного не следует ограничивать. Давайте ему все, что попросит!» Продолжая обход, он осмотрел другого пациента и занес в его историю болезни длинный список продуктов. «Ничего из перечисленного здесь пациенту нельзя давать ни при каких обстоятельствах, — сказал он. — Ему можно лишь ограниченное число продуктов!» Ассистент пришел в замешательство. «Пациент, которому вы установили строгую диету, кажется гораздо здоровее того, кому вы не прописали никаких ограничений», — заметил он. — «Именно так, — ответил врач. — Первый человек, к сожалению, болен неизлечимо. Он не выздоровеет, какую бы диету ему ни назначили. Так зачем же ее устанавливать? А этот еще может выжить. Поэтому я сделаю все, что в моих силах, чтобы поставить его на ноги».
Так и народу Израиля, обладающему способностью достичь духовных вершин, даются подробнейшие указания, обусловливающие каждый шаг в его жизни. Но другим народам Ашем их не дает.
Ашем повелел Моше: «Учи народ Израиля законам по системе — как человек, составляющий таблицу. Расположи законы так, чтобы все было ясно и понятно!»
Моше приложил все усилия, чтобы представить алахот (законы) в виде понятной системы. В награду Тора связывает его имя с правопорядками: «И вот мишпатим, которые ты (Моше) предложишь им» (Шмот 21:1).
Ашем повелел Моше предостеречь сынов Израиля: любой спор между ними и любой иск, который один еврей предъявляет другому, должны быть решены по закону Торы в еврейском суде (бейт-дин).
Еврею запрещается обращаться в нееврейский суд, даже если законы, применяемые нееврейским судом в рассматриваемом случае, не отличаются от законов Торы. Еврей, обращающийся в нееврейский суд, тем самым отвергает Ашема и теряет свою долю в будущем мире, потому что подрывает авторитет Торы.
Законы о рабе-еврее, проданном по решению суда
Заповедь, относящаяся к еврею-рабу, выбрана в качестве первой в разделе Мишпатим. Народ Израиля был освобожден из египетского рабства, чтобы стать слугой Ашема. Еврей, сам являющийся рабом Ашема, обязан поэтому обращаться со своим рабом с должным уважением. Любому хозяину-еврею предписано освободить своего раба-еврея не позже, чем через шесть лет после начала рабства.
Если вор не может возместить украденное, его продают в рабство через бейт-дин, а деньги, вырученные от его продажи, отдаются в качестве компенсации жертве преступления (законы о рабе, который продал себя сам, рассматриваются в книге Ваикра 25:39). Бейт-дину разрешается продать вора только еврею или гер-цедеку (человеку, принявшему иудаизм). Запрещено продавать еврея с аукциона, где продаются рабы. Продажу следует обставить так, чтобы она не оскорбляла его достоинства.
Хотя в Торе вор называется «рабом», его хозяину не разрешается использовать слово «раб» с целью унизить его. Он должен считать его своим братом. Вообще по закону Торы хозяину предписывается создать своему рабу-еврею такие условия, что может показаться, будто он приобрел себе не раба, а господина!
Очевидно, что положение «раба» более терпимо, если предполагается, что в конце шести лет службы он может заявить: «Я люблю моего хозяина… и не хочу выходить на свободу (21:5)».
Вот некоторые из законов Торы, относящиеся к рабу-еврею:
— Запрещается заставлять раба выполнять унизительную работу, например, мыть ноги своему хозяину или надевать хозяину обувь, даже если эти же виды работ добровольно выполняет сын для своего отца или ученик для своего учителя.
— Хозяин должен делить со своим рабом всякую пищу, какая есть в доме. Если хозяин ест белый хлеб, он не может кормить своего раба черным хлебом. Если он пьет вино, то не должен давать своему рабу воду. Если он спит на удобной кровати, то не может допустить, чтобы его раб спал на соломе.
— Если у раба, до того как он попал на службу к хозяину, была какая-то профессия, запрещается требовать от него, чтобы он выполнял другую работу, а не ту, к которой привык.
— Служба раба-еврея никогда не продолжается дольше шести лет со дня продажи. Через шесть лет он автоматически становится свободным. Если за время своей службы раб заболел и его хозяин вошел из-за него в большие расходы, он, тем не менее, не должен хозяину, ничего, когда уходит.
— Если он поступает на службу, будучи женатым, то хозяин обязан содержать его жену и детей.
— Если раб холост, хозяин не имеет права дать ему наложницу из хананеев, чтобы он с ней жил, а хозяин получил новых рабов в результате их связи.
— Если человек становится рабом, будучи женатым, хозяин вправе дать ему еще и хананейскую наложницу, чтобы она родила для хозяина новых рабов.
Тора обеспечивает вору, который не может дать компенсации, условия, лучшие из возможных. Вместо того, чтобы запирать его в тюрьму и обрекать его семью на позор и голод, Ашем помещает раба в круг еврейской семьи. Его хозяин заботится не только о нуждах раба, но также и о нуждах его жены и детей. Чтобы показать вору, как низко он пал, хозяину разрешается дать ему хананейскую наложницу, дети которой остаются в собственности хозяина. Это тот вид брака, который евреям запрещен, и он должен дать вору понять всю глубину его падения и побудить его подняться, чтобы на седьмой год он освободился не только от физических оков, но и духовно стал свободным, готовым к возвращению в общество полноценным евреем.
Раб добровольный
Если после шести лет службы раб заявляет: «Я люблю моего хозяина, мою жену и моих детей и не хочу выходить на свободу» (21:5), то хозяин приводит его в бейт-дин. Если раб в присутствии судей настаивает на своем отказе выйти на свободу, хозяин подводит его к двери своего дома (или дома другого человека) и прокалывает его правое ухо шилом или другим инструментом в знак того, что он остается рабом до начала следующего юбилейного года (до йовеля, так называется каждый пятидесятый год). Только в йовель раб станет свободным, если доживет до него.
Каков смысл церемонии у двери?
Ашем говорит: «Во время десятой казни — поражения первенцев — сыны Израиля пометили кровью свои косяки и притолоки. За выполнение этой заповеди Я пощадил их, чтобы они остались в живых и стали Моими слугами. Еврей, который после этого соглашается стать рабом человека, должен быть отмечен в качестве такового у дверного косяка!» Кроме того, дверь, ведущая на улицу, была выбрана местом совершения этого акта, чтобы прохожие могли упрекнуть добровольного раба, сказав: «Ты хочешь быть рабом, когда Закон Торы дарует тебе свободу?»
Почему из всех его органов прокалывают именно ухо? Ашем сказал: «Пусть будет проколото ухо, потому что оно слышало у горы Синай: “Ты не должен воровать”, однако его хозяин ослушался заповеди и совершил кражу!»
Все слова Торы содержат не только буквальный, но и более глубокий смысл. Ашем, говоря о еврейском народе, взятом Им себе в слуги, сказал:
ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ ШЕСТЬ ЛЕТ, — активная жизнь человека в мире в среднем составляет шестьдесят лет.
А НА СЕДЬМОЙ ГОД ОСВОБОДИТСЯ, — через семьдесят лет он покидает этот мир. Тогда он освобождается от обязанности выполнять заповеди.
ЕСЛИ ОН ПРИШЕЛ САМ, — если он прожил жизнь без Торы и заповедей.
ТО И УЙДЕТ САМ, — он покинет этот мир без заслуг, которые приобретаются выполнением заповедей.
ЕСЛИ ОН ЖЕНАТ, — если, однако, он занимался Торой (которая называется супругой человека), «то его жена уйдет с ним» — Тора будет сопровождать его даже после смерти. Сказано, что, после того как человек умирает, его не сопровождают ни золото, ни серебро, ни жемчуг, а только Тора и выполненные им заповеди.
ЕСЛИ ЕГО ХОЗЯИН ДАЛ ЕМУ ЖЕНУ И ОНА РОДИЛА ЕМУ ДЕТЕЙ, — если он стал великим и у него появились ученики (которые считаются его детьми), но мотивы, побуждавшие его изучать и преподавать Тору, были низкими.
ТО ЖЕНА И ДЕТИ БУДУТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ЕГО ХОЗЯИНУ, А ОН ОСТАНЕТСЯ ОДИН, — он покинет этот мир, не имея заслуг.
НО ЕСЛИ РАБ СКАЖЕТ: «ЛЮБЛЮ МОЕГО ХОЗЯИНА, МОЮ ЖЕНУ И МОИХ ДЕТЕЙ», — я занимаюсь Торой из любви к Ашему и учу учеников во имя Небес.
«И НЕ УЙДУ НА СВОБОДУ», — он никогда не утратит Тору, которую обрел. Даже после смерти его сила будет возрастать в будущем мире (олам аба).
ТО ПУСТЬ ХОЗЯИН ПРИВЕДЕТ ЕГО К СУДЬЯМ (написано слово Элоким), — т.е. он удостоится понимания Шехины.
И ПОДВЕДЕТ ЕГО К ДВЕРИ, — войдет в ворота праведных.
ИЛИ К ДВЕРНОМУ КОСЯКУ, — даже в Ган Эден он будет ходить от дверей одной ешивы к другой.
И БУДЕТ ВЕЧНО СЛУЖИТЬ Ашему, — во времена воскрешения мертвых.
Законы о еврейской служанке
Если человек беднел и продавал свое имущество, поля и дом, но все равно не мог выполнить своих денежных обязательств, ему разрешалось продать в рабство свою дочь, не достигшую двенадцати лет. Девочка становилась служанкой в еврейском доме. (Что касается рабства, то женщину бейт-дин за воровство не продает.) Тора указывает, что для хозяина дома или его сына взять в жены такую девушку — особая мицва. Так Тора заботится и об обедневшем отце, и о дочери. Если хозяин дома на ней женится, то деньги, которые он за нее заплатил, становятся деньгами кидушин (бракосочетания).
Если ни хозяин, ни его сын не хотят на ней жениться, то они должны принять меры, чтобы добиться ее скорейшего освобождения, согласившись вычесть из стоимости ее освобождения то, что она уже отслужила. Если продавший ее отец снова становится состоятельным, то он должен ее выкупить.
Все законы об отношении хозяина к рабу-еврею распространяются и на еврейскую служанку. Более того, хозяин не должен отправлять ее с поручениями на рынок, как мужчину, а может вместо этого позволить ей стать помощницей хозяйки в доме.
Она освобождается, если происходит одно из четырех событий: у нее появляются признаки половой зрелости; | умирает ее хозяин; проходят шесть лет службы; наступает год йовелъ. Законы о возможном продлении службы прокалыванием уха к девочке не применимы.
Наказание за убийство
Непреднамеренное убийство
Если человек убил кого-то нечаянно, без намерения, он должен бежать в один из городов-убежищ (арей миклат). Существуют специальные города-убежища, выделенные для этой цели (как это будет объяснено в разделе Масей).
Когда Моше попросил Ашема: «Открой мне Твои пути управления мирскими делами», Ашем велел ему подняться на вершину горы.
Моше увидел внизу, в долине, человека, склонившегося над колодцем, чтобы испить воды. Пока он пил, из его кармана выпал кошелек, и он ушел от колодца, не зная о своей потере.
Спустя немного времени к колодцу подошел другой человек. Он увидел на земле кошелек, поднял его и ушел. Вскоре после этого владелец кошелька вернулся за пропажей. Заметив другого незнакомца, который подошел к колодцу, он заподозрил в нем вора и закричал: «Верни мне мой кошелек!» Ложно обвиненный незнакомец ответил искренне: «Я ничего не знаю ни о каком кошельке!» Владелец кошелька, решив, что его обманывают, достал свой нож и в порыве гнева убил незнакомца.
Наблюдавший эту сцену с вершины холма Моше воскликнул: «Объясни мне Твои пути, о Г-споди! Как Ты допускаешь, чтобы был убит невинный человек?»
«Я открою тебе Мой небесный План, — ответил ему Ашем. — На самом деле, владелец украл кошелек у другого человека. Когда он выронил его у колодца, его поднял настоящий хозяин и взял назад. Третий человек, пришедший к колодцу, был убийцей. Он убил отца человека, который украл кошелек (а потом искал его). Я свел этих двоих вместе у колодца, чтобы сын смог отомстить за кровь убитого отца».
(Убийца не имел, конечно, никакого права убивать предполагаемого вора. У него была свобода выбора: он мог отказаться от преступления и не быть наказанным за него. Но Ашем предвидел, что он совершит убийство, и столкнул его с жертвой, которая заслуживала смертной казни.)
Так Ашем позволил Моше взглянуть на абсолютную Справедливость Его путей.
Преднамеренное убийство
Человек, убивший другого преднамеренно, в присутствии свидетелей и после того, как его предупредили, что Тора запрещает убийство, может быть приговорен бейт-дином к смертной казни.
Если человек заслуживает смертной казни, то для приведения приговора в исполнение его можно (и нужно) вывести даже из Храма. Даже если убийца держится за священный жертвенник, это не спасает его от кары. И если даже он коэн (священник), совершающий службу, он должен предстать перед бейт-дином, чтобы осуществилось правосудие.
Примером человека, которого увели от жертвенника согласно закону Торы, был Иоав, военачальник царя Давида.
Когда на трон взошел царь Шломо, военачальник Иоав стал опасаться за свою жизнь. В свое время он поддерживал Адонияу, сводного брата Шломо, в его борьбе за трон. Иоав знал, что у Шломо есть основания считать его предателем. Поэтому Иоав бежал в Шатер Собрания и ухватился там за рога жертвенника, посчитав, что здесь он будет в безопасности. Но он ошибся. Царь Шломо отправил к нему своего советника Бенаяу бен Еояд, и тот приказал Иоаву: «Выходи по слову царя!» Но Иоав отказался, заносчиво ответив: «Я умру здесь!» Когда царь Шломо услышал об ответе Иоава, он приказал: «Пусть умрет рядом с жертвенником, как сказал. Убейте его и похороните!» Так Иоав был убит у жертвенника.
Наказание тем, кто бьет или хулит родителей
— Если мальчик (которому исполнилось тринадцать) или девочка (старше двенадцати) наносят кому-либо из своих родителей удар и это приводит к ранению и появлению крови, этот ребенок заслуживает смертной казни при условии, что он был предупрежден и имеются два свидетеля его преступления.
Умышленно нанести ранение родителям — это высшее проявление неблагодарности по отношению к тем, кто был причиной появления человека на свет и сделал ему столько добра.
— Мальчик старше тринадцати лет и девочка старше двенадцати, которые проклинают своих родителей одним из Имен Ашема, заслуживают смертной казни, если их предупредили и если они хулили своих родителей в присутствии двух свидетелей. Этот закон применим даже в том случае, если родители уже скончались.
Компенсация за различные виды физического и морального ущерба
Человек обязан возместить убытки, если он ударил своего ближнего и причинил ему один из пяти нижеперечисленных видов ущерба:
- 1. незек — телесное повреждение;
- 2. цаар — боль;
- 3. рипуй — расходы на лечение;
- 4. шевет — временная нетрудоспособность;
- 5. бошет — унижение.
Рассмотрим более подробно эти виды ущерба.
- 1. Незек. Если нападающий своими действиями привел к потере или повреждению глаза, зуба, руки, ноги или любого другого члена или органа, то бейт-дин высчитывает, насколько уменьшилась бы цена этого человека в результате увечья, если бы его продавали как раба. Нападавший должен уплатить определенную бейт-дином стоимость органа. (Стоимость членов и органов тела разных людей нельзя уравнять, ибо она меняется в зависимости от того, чем занимается человек. Например, тот, кто зарабатывает на жизнь физическим трудом и лишается руки, получает компенсацию больше, чем потерявший руку человек умственного труда.)
- 2. Цаар. Помимо компенсации, получаемой пострадавшим за утрату или повреждение органа, ему еще полагается компенсация за причиненную боль. Величина компенсации зависит от того, насколько боль была сильна.
- 3. Рипуй. Нападавший должен оплатить услуги, оказанные врачом, и покрыть другие медицинские расходы, связанные с нанесенными им увечьями.
Сказано: «И заплатит гонорар врачу» (21:19), из чего мы можем сделать вывод, что еврею разрешается лечить больного.
Однажды р.Ишмаэль и р.Акива шли по улицам Иерусалима. К ним обратился больной человек: «Учителя мои, пожалуйста, посоветуйте, как мне вылечиться?» Они объяснили ему, какие он должен принять лекарства. Тогда он их спросил: «Но кто или что причиной тому, что я болен?» — «Творец», — ответили те. «Если так, — возразил больной, — то вы не должны вмешиваться в Его дела. Раз Он сделал меня больным, то почему вы вопреки Его воле пытаетесь, давая мне совет, вылечить меня?» Вместо ответа они его спросили: «Какова твоя профессия?» — «Я крестьянин», — ответил он. «Кто делает так, что в твоем винограднике растет виноград?» — спросили они тогда. — «Как кто? Творец», — ответил он. «Зачем же ты тогда подрезаешь, вспахиваешь и обрабатываешь виноградник, вмешиваясь в Его дела?» — снова спросили они. «Виноградник не даст плодов, — ответил он, — если я не очищу землю от камней, не удобрю ее и не вспашу!» Тогда они сказали: «Теперь ты, наверно, сам понимаешь нелепость твоего вопроса! Жизнь человека развивается так же, как и жизнь растения. Виноград захиреет, если за ним перестанут ухаживать и поливать. Так и человеческое тело — оно здорово, только если обеспечить его необходимым питанием и лечением».
- 4. Шевет. Если нападающий причинил жертве своего нападения материальный ущерб, лишив ее возможности выполнять свою работу, то он должен за это заплатить.
- 5. Бошет. Даже если человек оскорбил другого словесно или нанес удар, который не причинил тому вреда, а лишь унизил его, все равно это дело рассматривает бейт-дин. Судьи определяют величину денежной компенсации, которая причитается жертве нападения за перенесенный позор. Нападавший должен заплатить сумму, определенную бейт-дином.
Затем Ашем подробно объяснил Моше законы возмещения ущерба, причиненного препятствием или ямой на дороге, ущерба, вызванного пожаром, а также возмещения, причитающегося с хозяина, чей скот нанес ущерб. Бейт-дин должен определить сумму, которую обязана уплатить виновная сторона, в соответствии с правилами, установленными в разделе Мишпатим.
Возмещение имущественного ущерба и запрещение обмана
Если два свидетеля находят украденный предмет среди вещей какого-то человека или в его владениях, то вор должен вернуть хозяину украденный предмет и, кроме того, выплатить ему сумму, равную стоимости предмета. Если украденный предмет нельзя восстановить, то вор должен уплатить двойную стоимость украденного предмета. Этот закон относится только к вору, совершившему кражу втайне. Грабитель, который крадет средь бела дня, должен лишь вернуть украденное, но не обязан платить вдвойне. Вор считается худшим из двоих. Своим скрытым действием он показывает, что боится лишь людей и не боится всевидящего ока Всемогущего.
За украденного быка или ягненка Тора требует еще большего возмещения: если кто-то украл быка, убил его и продал, он должен вернуть пять быков. За украденного ягненка вор обязан отдать четырех ягнят.
Тора наказывает за кражу быков и ягнят более сурово, чем за другое воровство, поскольку для крестьянина эти животные представляют собой важное имущество, без которого само его существование ставится под угрозу.
Почему за украденную овцу Тора требует четырехкратного возмещения, тогда как за украденного быка следует отдать пять быков?
- 1. Бык — более ценное из двух животных, потому что он работает на своего хозяина.
- 2. Этим Ашем нам показывает, как Он печется о достоинстве каждого человека, даже вора. Украв овцу, вор должен был унизиться, унося ее на своих плечах, чего не могло произойти, укради он быка. Поскольку он испытал позор, Ашем принимает это во внимание и уменьшает причитающуюся с него компенсацию.
Тора осуждает как вора не только того, кто крадет имущество, но и того, кто ведет себя как обманщик по отношению к другим.
В эту категорию включаются:
— Человек, который принуждает другого принять приглашение на обед, хотя в душе он не хочет, чтобы тот был его гостем.
— Человек, предлагающий другому подарок, зная заранее, что тот не будет принят.
— Продавец, нечестный в том, что касается мер и весов.
— Продавец, смешивающий качественные товары с менее качественными и тем самым вводящий покупателей в заблуждение.
Человека, который действует обманом, Тора называет вором. Мы видим это на примере Авшалома, сына царя Давида.
Авшалом, сын Давида, стремясь стать царем, восстал против отца. Он, бывало, вставал рано утром и становился у входа в бейт-дин. Когда кто-либо приходил на суд царя Давида, Авшалом вступал с ним в разговор и спрашивал: «Из какого города ты пришел?» Человек отвечал, и тогда Авшалом лукаво говорил ему: «Твоя просьба справедлива и правильна, но никто в царском суде не прислушается к тебе. Если бы меня сделали судьей в стране и все приходили бы ко мне, я бы позаботился, чтобы справедливость восторжествовала для всех!» Когда кто-то подходил к Авшалому, чтобы поклониться ему, он протягивал руку, прижимал его к себе и целовал. Так Авшалом похищал сердца людей в Израиле.
Казнь колдуна — обязанность бейт-дина
Бейт-дин обязан казнить человека, занимающегося колдовством в Эрец-Исраэль. Хотя Тора содержит предостережение только женщинам, занимающимся магией, говоря «ворожею (колдунью) не оставляй в живых» (22:17), смертной казни подлежат и мужчины, и женщины. В Торе же упомянуты женщины, потому что колдовство чаще практикуется именно женщинами.
(Когда Всемогущий наделил праведников способностью совершать чудеса, Он одновременно наделил человечество способностью заниматься колдовством с помощью сил тумы (нечистоты). При этом у людей была свобода выбора между светом и тьмой. Занятие колдовством считается мятежом и отрицанием власти Неба.)
Случилось, что один нечестивый еврейский сборщик податей умер в тот же день, что и мудрец, талмид-хахам. Их тела одновременно несли на кладбище, впереди тело мудреца, за ним — сборщика податей. По дороге на процессию напали разбойники. Все, сопровождавшие покойников, бежали. Только ученик не покинул учителя. Он оставался около него всю ночь. На следующий день люди, бросившие тела, вернулись. Но они перепутали покойников, и родственники сборщика податей пошли за телом талмид-хахама, а все важные люди города сопровождали нечестивого сборщика податей. Ученик протестовал, но никто не обратил на него внимания. Мудрец был похоронен на могильном участке сборщика податей, а сборщик податей был похоронен с великими почестями на участке с могилами мудрецов и праведников, причем над ним произнесли панегирики все важные люди города. Ученик был в отчаянии. Он не мог понять, почему злодей должен быть удостоен такой чести, тогда как его ребе похоронен с позором.
В ту ночь ребе явился ему во сне. Он сказал юноше: «Я покажу тебе ту великую честь, что выпала мне в Ган Эдене, и страдания нечестивого сборщика податей в Геиноме». Ученик увидел страшную картину: сборщик податей лежит на земле и дверная ось Геи-нома вращается у него в ухе.
Ребе объяснил ему: «Еще в своей земной жизни я однажды увидел, что оскорбляют одного мудреца, и не встал на его защиту. За это я был наказан позорными похоронами. Нечестивый же сборщик податей в своей жизни совершил однажды доброе дело. Как-то он приготовил трапезу для знатного человека, который на нее не явился. Тогда он раздал всю пищу бедным. За это одно-единственное совершенное им доброе дело он был вознагражден тем, что его похоронили с большими почестями. Но за все остальные свои проступки он страдает теперь в Геиноме». — «До каких же пор ось ворот Геинома будет вращаться у него в ухе?» — спросил ученик. «Пока р.Шимон бен Шетах не освободит его и не займет его место», — ответил учитель. Пораженный ученик спросил: «Почему великий р.Шимон бен Шетах, глава Сангедрина, должен понести такое наказание?»
«Р.Шимон бен Шетах услышал о нечестивых делах восьмидесяти ведьм, спрятавшихся в пещерах Ашкелона, — ответил ребе, — но не изгнал их оттуда. Если ты хочешь сделать доброе дело, то пойди и напомни р.Шимону бен Шетаху: “До того как ты стал главой Сангедрина, ты поклялся Ашему, что, заняв этот высокий пост, предашь казни всех ведьм в стране. Ты не выполнил своей клятвы и поэтому будешь наказан Геиномом!”»
«Но разве р.Шимон бен Шетах поверит, что это действительно было открыто мне во сне?»
«Если он попросит у тебя знак, то закрой правой рукой свой глаз. Тогда глаз выйдет из глазницы, а потом вернется назад!»
Ученик проснулся. Как только наступило утро, он поспешил к р.Шимону бен Шетаху и рассказал ему о своем сне. Когда же он захотел показать ему знак, р.Шимон бен Шетах не дал ему этого сделать. «Б-же сохрани, чтобы я тебе не поверил! — воскликнул он. — Более того, я уверен, что этот сон открыл тебе Ашем, потому что никто не знает о клятве, которую я дал в своем сердце, но никогда не произносил вслух. Будь спокоен, я сделаю все, что в моих силах, чтобы уничтожить ведьм!»
На следующий день пошел сильный дождь. Р.Шимон бен Шетах призвал восемьдесят своих учеников, дал в руки каждому кувшин, а в каждый из кувшинов положил по новому плащу и сказал им: «Поставьте кувшины на голову и следуйте за мной до входа в пещеры Ашкелона. Оставайтесь около пещер и, когда я свистну один раз, наденьте плащи. А когда вы услышите свист во второй раз, бегите ко мне. Каждый из вас должен будет быстро схватить ведьму и отнести туда, куда я вам укажу. Бояться ведьм не стоит, потому что колдуны сохраняют свою силу, лишь пока их ноги касаются земли!»
Ученики последовали за своим учителем в окрестности пещер Ашкелона. Сам р.Шимон бен Шетах подошел к пещере, где, как он знал, прятались ведьмы. Он постучал у входа и сказал: «Вставайте, вставайте и откройте мне! Я такой же, как вы!»
«Как же тебе удалось прийти сюда в такой дождливый день?» — отозвались ведьмы.
«В этом нет ничего трудного для столь великого чародея, как я! — ответил р.Шимон бен Шетах. — Я прошел между каплями дождя и не промок!»
Все еще не веря, ведьмы спросили: «Зачем ты пришел сюда?»
Р.Шимон бен Шетах ответил: «Я пришел учиться и учить. Сначала покажите мне ваши чудеса, а потом я покажу вам свои!»
Тогда ведьмы открыли ему дверь и показали все трюки своей магии. Одна из ведьм произнесла заклинание — ив пещере появились буханки хлеба. Благодаря другой в пещеру влетели бутылки с вином. Еще две ведьмы совершили свои чародейства, и вот на столе появились горшки, полные жареного мяса, и всевозможные аппетитные блюда. Доказав таким образом свое мастерство в чародействе, они потребовали: «А теперь ты покажи нам свои трюки!»
«Видите, — сказал р.Шимон бен Шетах, — как хлещет дождь? Однако, свистнув два раза, я могу собрать здесь восемьдесят юношей в сухой одежде».
«Если ты можешь это сделать, — воскликнули ведьмы, — то мы признаем, что ты — могущественнейший из магов».
Р.Шимон бен Шетах свистнул, и ученики, прятавшиеся вокруг пещеры, исполнили первое указание. Они сняли кувшины с плеч и надели находившиеся в них плащи. Как только они услышали, что он засвистел снова, они вбежали в пещеру. Каждый схватил ведьму, положил ее на плечо и понес к заранее приготовленным виселицам. Так все восемьдесят ведьм были повешены.
Но на этом история не кончилась. Родственники казненных ведьм поклялись отомстить р.Шимону. Они наняли лжесвидетелей, показавших, что человека, которого нашли в поле мертвым, убил сын рабби. Обсудив дело, судьи, среди которых было много врагов рабби, приговорили обвиняемого к смерти.
Когда сына р.Шимона вели к месту казни, он воскликнул, повернувшись к свидетелям: «Пусть моя смерть не будет мне искуплением, если я виновен, но если я невинен, пусть моя смерть послужит мне искуплением, а свидетели будут наказаны за их вину!» Свидетели побледнели и сознались: «Наше свидетельство было заговором в отместку р.Шимону!»
Р.Шимон бен Шетах хотел спасти своего сына от смерти, но его сын, повернувшись к судьям, сказал: «Исполните приговор, но не нарушайте закон Торы, согласно которому свидетели не могут отказаться от своих показаний!»
Р.Шимон бен Шетах сдержался и приказал казнить своего сына.
Запрещение причинять зло вдове и сироте
Ашем повелел не причинять зла вдове и сироте, и это предостережение относится и к бейт-дину, и к каждому человеку. Ашем говорит: «Обиженная жена может пожаловаться мужу, угнетаемый сын обычно зовет на помощь отца. Поскольку у вдовы и сироты нет никого, кто мог бы придти к ним на помощь, они жалуются Мне. И Я отомщу за каждый их вопль отчаяния. Мой гнев возгорится, и из-за Моей ярости перестанут выпадать дожди. Вы будете наказаны мечом, мором, изгнанием и дикими зверями. Ваши жены овдовеют и не смогут снова выйти замуж, потому что их мужья будут считаться пропавшими без вести. Их смерть так и не будет подтверждена. По этой же причине их дети никогда не унаследуют надела своих отцов».
Ашем хочет, чтобы мы взращивали в себе доброту и сострадание. Поэтому Он запретил нам плохо обращаться с вдовами и сиротами, так как они слабы.
Иерусалим был уничтожен лишь тогда, когда бейт-дин стал несправедливо судить вдов и сирот.
Запрещение притеснять вдов и сирот, согласно мнению некоторых наших мудрецов, служит примером общего правила, запрещающего извлекать выгоду из беспомощного положения любого человека.
Когда римляне вели на казнь двух великих мудрецов, один из которых был рабан Шимон бен Гамлиэль, а второй р.Ишмаэль, р.Шимон сказал своему спутнику: «Я в отчаянии, потому что не знаю, за какой грех я заслуживаю смерти!»
«Случалось ли когда-нибудь, — спросил р.Ишмаэль, — чтобы человек пришел к тебе на суд или спросить алаху, а ты заставил его ждать, пока ты допьешь что-нибудь или наденешь обувь или одежду? Если да, то ты нарушил запрет Торы (Шмот 22:21): “Если будешь притеснять их (хоть самую малость), то Мой гнев возгорится и Я поражу тебя мечом”».
«Ты утешил меня, ребе», — ответил р.Шимон.
Не проклинать судью, если не согласен с его решением
Кроме запрещения проклинать любого еврея, Ашем дал нам особую заповедь, запрещающую проклинать даяним (судей) бейт-дина. Этот запрет касается также тех случаев, когда проклятие совершается Именем Ашема (а тем более когда проклинается Само Имя Ашема).
Человек обратился в суд с иском, и судья решил дело в его пользу. Выходя из здания суда, истец, переполненный признательностью к судье, твердил всем и каждому, что судья — чудесный человек.
В другой раз у того же человека снова случилась тяжба, причем при разборе снова председательствовал тот же судья. Но на этот раз истец был признан неправым. «Этот судья — никчемный человек!» — объявил он, выходя из зала суда.
Еврейский закон гласит: запрещается поносить судью, царя или главу Сангедрина.
Некоторые законы, относящиеся к судьям, свидетелям и участникам тяжбы
— Судье запрещается выслушивать доводы одной стороны, участвующей в судебной деле, в отсутствие другой. Обе стороны должны присутствовать одновременно.
— Бейт-дин не может выслушивать свидетельство злодея. Наши мудрецы составили список людей, которые не могут выступать в качестве свидетелей; среди них упомянут человек, позволяющий своему скоту пастись на чужом поле, а также профессиональный игрок (подразумеваются азартные игры).
— Окончательный приговор суда выносится большинством голосов его членов.
Однажды нееврей спросил р.Иеошуа бен Корха: «В вашей Торе ясно и четко заповедано всегда следовать мнению большинства. Теперь смотри: мы, идолопоклонники, значительно превосходим ваш народ по численности. Разве из одного этого евреи не обязаны присоединиться к нам?»
«У тебя есть сыновья?» — спросил р.Иеошуа.
«Да, — ответил язычник. — Ты затронул больной вопрос, напомнив мне о моих неприятностях. Сыновья у меня есть, но я не доволен ими».
«Почему?» — спросил р.Иеошуа.
«Ни одну трапезу мы не можем закончить мирно, — ответил язычник. — Как только вся семья садится за стол, один из сыновей заявляет, что нужно благословить его бога, а другой требует, чтобы было отдано должное его божеству. Возникают споры и драки. В конце трапезы все побиты. У кого синяк на лбу, у кого разбит подбородок».
«Почему же ты не водворишь мир между ними? — спросил р.Иеошуа. — Реши однажды, какому богу следует поклоняться, и не будет никаких скандалов».
«Я бессилен в этом вопросе», — признался язычник.
«Вот теперь ты видишь, что вы не в большинстве? Ибо сами спорите между собой, какому господину поклоняться», — заявил р.Иеошуа.
Даже если нечестивцы в большинстве, то идти их путем тем не менее запрещено. Тора велит нам следовать мнению большинства мудрецов, талмидей хахамим, если по какому-то вопросу они не могут прийти к единому мнению. Сказано в книге Сэфер Ахинух (заповедь 8): «Даже если невежды столь же многочисленны, как и вышедшие из Египта, и во много раз превосходят по численности талмидей хахамим, мы тем не менее не должны принимать решения согласно мнению большинства невежд». В сущности, как предположил р.Ицхак Петерсбургер, можно без опаски действовать вразрез с большинством, поскольку : «Большинство людей следуют совету ецер ара».
Относительно состава суда и тех способов, по которым принимается постановление суда, отметим следующее:
— Чтобы голоса в споре не разделились поровну, количество судей в бейт-дине всегда должно быть нечетным.
— Для вынесения смертного приговора большинства в один голос недостаточно. Необходимо большинство по крайней мере в два голоса.
— Однако большинства в один голос достаточно для оправдания подсудимого (даже если слушалось дело о смертном приговоре).
— Судья не может основывать свое мнение на мнении более авторитетного судьи или большинства судей, утверждая: «Их решение, несомненно, справедливо». Судья обязан сам разобраться в деле и решить по совести, даже если его решение не совпадает с решением большинства судей. Если большинство не соглашается с его мнением, то он не несет ответственности за последствия.
Предостережение о лжесвидетельстве
«Мидвар шекер тирхак — удаляйся от лжи!» Эта заповедь адресована каждому еврею. Она предписывает ему не участвовать ни в какой лжи или мошенничестве, потому что «Истина — это печать Ашема».
Есть общее предупреждение, предписывающее судье избегать всего, что может исказать правильность его суждения. Вот некоторые вытекающие из него следствия:
- 1. Судья, понявший, что он допустил ошибку, не должен стремиться найти доказательства, подтверждающие сделанные им ложные утверждения, с целью избежать признания своей ошибки.
- 2. Если судья (или свидетель) уверен, что один из его коллег нечестен, он должен отказаться сотрудничать с ним, даже если дело ведется согласно алахе.
Если у судьи складывается впечатление, что свидетели лгут, но он не может этого доказать, ему надо покинуть судебное заседание, но не утверждать приговор. Пусть он не говорит: «Я за это не отвечаю, вина падает на свидетелей».
- 3. Если человек, представляющий одну сторону в судебном процессе, одет элегантно, а другой — в лохмотьях, следует приказать обоим одеться на суд одинаково, чтобы это не повлияло на объективность судьи.
Бейт-дин не должен убивать невинного
Бейт-дин предостерегают: «Венаки вецадик алъ таарог — не убивай невинного и правого!» На практике это означает:
- 1. Если бейт-дин вынес смертный приговор, а потом кто-то представил новые доводы в пользу осужденного, или если он сам представил новые доводы в свою защиту, то дело возобновляется, даже если приговоренного уже привели на место казни. Дело будет пересматриваться столько раз, сколько раз будут появляться существенные доводы.
Но если человек оправдан в суде, то его дело не возобновляется, даже если найдены новые доказательства его вины.
- 2. Запрещается приводить в исполнение смертный приговор, основанный на косвенных свидетельствах, даже если они очевидны и вне всяких сомнений. Решение, согласно закону Торы, может быть вынесено лишь на основе показаний двух свидетелей, видевших преступление собственными глазами.
Р.Шимон бен Шетах поведал такую историю: Однажды я видел человека, который гнался за другим человеком. Я последовал за ними и вошел в развалины через мгновение после них. Войдя, я увидел, что один из них лежит на земле мертвый. Другой стоял рядом с ним, держа в руке окровавленный нож, с которого еще капала кровь.
«Злодей! — закричал я на него. — Я знаю, что ты убил лежащего здесь человека. Но я не могу осудить тебя, потому что нет двоих свидетелей, которые бы видели само убийство. Пусть Тот, перед Которым открыты все скрытые дела, отомстит за жертву!»
Не успел р.Шимон бен Шетах уйти из развалин, как убийца погиб. Из норы выползла змея и смертельно ужалила его.
Ашем заверяет судей: не следует опасаться, что виновный избегнет правосудия, если приговор не был вынесен из-за недостатка свидетельских показаний или по другим причинам, которые вне их власти. «Ибо Я не оправдаю виновного, — говорит Ашем. — У меня много посланцев, которые могут наказать человека, если он того заслуживает».
Четыре вида смертной казни
Хотя в наши дни нет бейт-дина, тем не менее нечестивцы получают наказание свыше. Тот, кто заслуживает побиения камнями, падает с высоты или становится жертвой зверей. Тот, кто заслуживает сожжения, умирает в огне или от укуса змеи; того же, кто заслуживает смерти от меча, казнит правительство или убивают бандиты. Того, кто заслуживает удушения, топят или душат.
Тора предусматривает четыре вида смертной казни:
— Скила, побиение камнями. Свидетели, на основании показаний которых был вынесен приговор, сталкивают приговоренного с высоты. Если тот остается в живых после падения, они бросают в него обломок скалы. Если он еще жив (что свидетельствует о том, что ему уготованы дополнительные страдания), то вся Община Израиля забрасывает его камнями.
— Срефа, сожжение. Этот вид смертной казни, как и все виды смертной казни, которые предписаны Торой, приводился в исполнение наименее мучительным способом: преступнику вливали в горло тонкой струей расплавленный свинец, и он быстро умирал.
— Эрег, смерть от меча. Виновного обезглавливали мечом, и он умирал мгновенно.
— Хэнек, удушение по приговору бейт-дина.
Наказания перечислены здесь в порядке убывания их строгости. Скила считается самой суровой казнью.
Запрещение взяточничества в любой форме
Тора предостерегает судью: «Вешохад аль тиках — не принимай мзды!»
Судье запрещается принимать дары от любой из тяжущихся сторон. Он обязан отказаться, даже если дар был преподнесен с сознанием того, что он будет судить по справедливости, и даже если у него есть твердое намерение судить правильно, несмотря на подарок. Взяточничество, кроме осязаемого подарка, включает в себя любые услуги или льстивые слова, которые судья может получить или услышать от одной из сторон.
Наши мудрецы очень остерегались судить в суде те дела, в которых, по их мнению, они могли быть хоть сколько-нибудь необъективны. Об этом говорят многочисленные примеры.
Когда мудрец Шмуэль переходил реку по мосту, направляясь на судебное заседание, один прохожий протянул ему руку, чтобы помочь. Шмуэль спросил, как у него идут дела, и тот ответил, что торопится в бейт-дин на судебный процесс. «Я не могу быть твоим судьей, ведь ты мне помог», — тут же решил Шмуэль.
Другая история. У р.Ишмаэля бен Йосе работал на поле арендатор, который по пятницам приносил ему корзину фруктов из его (р.Ишмаэля) сада. Однажды арендатор принес ему корзину в четверг.
«Почему ты принес мне фрукты сегодня?» — спросил р.Ишмаэль.
«Завтра я занят, у меня суд», — объяснил арендатор.
Р.Ишмаэль не принял от него корзину с фруктами, но тем не менее отказался быть в его деле судьей, сказав: «Я не могу быть твоим судьей, ибо испытываю благодарность к тебе, хотя и отказываюсь принят фрукты раньше срока». Он назначил вести это дело другого мудреца. На следующий день во время слушания дела р.Ишмаэлю пришлось проходить мимо бейт-дина. Случайно он услышал аргументы, представленные его арендатором, и подумал про себя: «Чтобы выиграть дело, ему следовало бы мотивировать все иначе!» И тут он понял, что подсознательно принял сторону арендатора и хочет, чтобы дело выиграл он, а не другая сторона. «Будь прокляты те, кто принимает взятки! — воскликнул он. — Я не взял у арендатора корзину с фруктами. Если бы даже я их взял, это были бы фрукты, которые принадлежат мне. Однако предложенная взятка повлияла на мои мысли. Если кто-то действительно берет взятки, а потом отправляет правосудие, то как же будут искажены его решения!»
Природа взяточничества такова, что она побуждает судью отождествлять себя с дающим.
(Р.Десслер в книге Михтав ми-Элияу приводит это утверждение в доказательство необходимости советоваться со знатоком Торы, когда надо решить какую-то жизненную проблему. Ум человека неизбежно ослеплен его желаниями. Поэтому он не может судить объективно о каких-то вопросах, если они касаются его самого.)
Мздоимец понесет одно из следующих наказаний: он либо утратит ясность знания Торы и будет нечистое объявлять чистым и наоборот, либо станет настолько беден, что ему придется просить подаяние, либо потеряет зрение.
Запрещение смешивать мясное и молочное
Ашем повелел Израилю: «Не вари козленка в молоке его матери» (Шмот 23:19). Эти слова повторяются в Торе три раза, что говорит о существовании трех запретов:
— Запрещается есть вареную смесь молока и мяса.
— Нельзя извлекать из такой смеси никакой выгоды.
— То и другое нельзя варить вместе.
Моше сказал Ашему: «Я поражен! Ты повелел мне записать в Торе: “Не вари козленка в молоке его матери”, однако устно Ты объяснил мне, что запрещено также есть то и другое вместе! Позволь мне записать в Торе: “Не ешь смеси мяса и молока!”» Ашем ответил: «Напиши, как Я сказал тебе, не изменяй Моих слов!»
Моше возразил: «Но разве не может случиться, что за время их долгого изгнания сыны Израиля забудут устное объяснение Торы?»
Ашем ответил: «Я установил с ними завет, и он гарантирует, что Устная Тора никогда не будет забыта их потомками!»
Ашем не позволил Моше включить устные объяснения в текст Письменной Торы, потому что Он предвидел в будущем притязания некоторых народов, которые назовут себя избранными народами Б-га, на исключительное право обладания Торой. Но Устный Закон ускользнет от них, поэтому их претензии будут отвергнуты. Поскольку со времен Моше Устный Закон передавался из уст в уста, из поколения в поколение, но не был записан, он остался в исключительном владении Общины Израиля.
Евреи не понимали причины запрета на смешение мясного и молочного (это хок), но приняли его полной верой, не задавая вопросов. Ашем предпочел дать свои заповеди поколению пустыни, потому что это было самое праведное поколение.
Ашем предупреждает Моше, что евреев поведет ангел
Ашем открыл Моше, что сыны Израиля согрешат. (Он имел в виду будущее происшествие с золотым тельцом.) Поэтому Его Шехина (Б-жественное Присутствие) не будет дальше вести Израиль. Вместо этого Он пошлет перед еврейским станом ангела.
«Если бы вы были достойны, Я бы повел вас Сам, но из-за вашего (будущего) греха Я пошлю с вами Моего посланца, ангела Метатрона, который носит Мое Имя. Остерегайтесь выступать против него, потому что он лишь посланец и не наделен способностью прощать ваши грехи, как Я!»
После греха с золотым тельцом Ашем хотел привести в исполнение свои слова и послать ангела возглавить сынов Израиля. Моше, однако, возразил, сказав: «Если ты не поведешь нас лично, мы не уйдем отсюда!» Ашем согласился, уступая величию Моше. Пока Моше был жив, стан Израиля вел Сам Ашем.
Позднее Ашем послал того же ангела, которого отказался принять Моше, в помощь Иеошуа при завоевании Эрец Исраэль. Иеошуа принял его с радостью. Духовный уровень Иеошуа был значительно ниже, чем у Моше, и поэтому он с благодарностью согласился, чтобы его вел ангел.
Ашем предсказал также Моше, что когда сыны Израиля войдут в Страну, жители Ханаана будут так напуганы, что не посмеют выступить им навстречу. Он обещал Моше помогать ему в борьбе с эморейскими царями Сихоном и Огом, послав перед евреями шершней, которые ослепят глаза их врагов и введут в их тела смертельный яд. Оставаясь на восточной стороне Иордана, шершни будут также разбрызгивать яд на народы Ханаана.
События, происшедшие перед дарованием Торы
В конце раздела Мишпатим Тора рассказывает о событиях, которые происходили в дни, предшествовавшие дарованию Торы.
На четвертый день недели перед дарованием Торы Ашем повелел Моше, Аарону, двум сыновьям Аарона — Надаву и Авиу, а также семидесяти старейшинам взойти на гору, чтобы приблизиться к Шехине. (Ашем не включил в число тех, кто должен подняться, сыновей Аарона Элазара и Итамара, потому что Он предвидел, что восходящие на гору заслужат в будущем смерти, а Он не хотел, чтобы погибли все сыновья Аарона.) Ашем предупредил Моше, что каждому будет позволено подняться не дальше установленной для него границы.
Когда старейшины услышали повеление Всевышнего, они возроптали. Они возмущались тем, что им, в отличие от Моше, отказано в праве войти в самый сокровенный предел Ашема. Но Ашем ответил им: «Когда Я сказал в Египте: “Иди и говори с фараоном”, лишь Моше и Аарон послушались и вошли в царский дворец. Вы же не вошли. Поскольку они вошли во дворец земного царя, они будут удостоены чести войти и к Царю Царей». Однако из уважения к старейшинам Аарону не было позволено достичь вершины горы.
В тот день Моше вернулся к народу и передал повеление Ашема, объяснив, что они должны оставаться в установленных для них границах и отделиться от своих жен. Он также объяснил им заповеди, которые были даны в Маре: законы Шабата, закон почитания родителей и мишпатим (гражданские установления, данные Б-гом).
Услышав его учение, народ воскликнул: «Наасэ! (Все, что сказал Б-г, выполним!)»
В тот же день Моше записал текст Торы, начиная с Берешит и кончая моментом дарования Торы.
Пятый день недели, предшествовавшей дарованию Торы, был насыщен событиями. Моше встал рано, чтобы построить жертвенник у подножия горы и возвести двенадцать обелисков — по числу колен Израиля. Он приказал народу совершить омовение в микве. На воздвигнутом им жертвеннике перворожденные принесли жертвы Ашему. Ангел разделил жертвенную кровь на две совершенно равные части. Моше окропил народ той половиной, которая была предназначена для этого, сказав: «Этим войдете в завет с Ашемом. Если будете соблюдать этот завет, то будете в безопасности». Второй половиной крови был окроплен жертвенник во искупление грехов сынов Израиля.
После этого Моше прочитал народу текст Торы от Берешит до дарования Торы, т.е. то, что он записал со слов Ашема.
Народ выслушал и единодушно воскликнул: «Наасэ вэнишма! — Сделаем и будем внимать. (Будем повиноваться всем заповедям Торы и исполнять их, хотя мы еще не слышали ни предписывающих, ни запрещающих заповедей.)»
Раздался Голос с Неба и спросил: «Кто открыл Моим детям секрет произнесения наасэ перед нишма (выражения из языка ангелов)?»
Тогда шестьсот тысяч ангелов спустились с Небес и украсили каждого еврея двумя коронами: одной за наасэ, а другой за нишма. То были духовные «короны славы», излученные Шехиноп. Сыны Израиля были отличены ими. Готовность принять Тору подняла их до высочайшего духовного уровня, доступного человеческому существу — уровня Адама до того, как он согрешил.
Затем Ашем приказал Ангелу Смерти: «Хотя тебе дана власть над всеми народами, этот народ не трогай! Это Мой удел». Сыны Израиля жили бы вечно, если б не последовавший за этим грех золотого тельца. И, если бы не он, евреи не были бы рассеяны среди других народов.
Хотя сыны Израиля и объявили о своей готовности принять Тору, Всемогущий не был удовлетворен.
«Кто поручится за вас, что вы сдержите свое обязательство?» — спросил Он у них.
«Небо и земля поручатся за нас», — ответила Община Израиля.
«Они не могут поручиться, потому что в будущем они станут пустынны, и Я сотворю новые небеса», — сказал Ашем.
«Если так, то пусть нашими поручителями будут наши праотцы», — настаивал Израиль.
«Вашим праотцам самим нужны поручители, — ответил Ашем. — Они совершали ошибки. Авраам согрешил, спросив (Берешит 15:8): “Как узнаю я, что унаследую ее (страну)?”; Ицхак — тем, что любил Эсава, а Яаков — поставив под сомнение Мои пути, когда пропал Иосеф».
«Тогда пусть за нас поручатся наши пророки!» — предложили сыны Израиля.
«Ваши пророки (вожди поколения) в критических ситуациях не всегда защищали вас, а иногда бежали», — ответил Ашем. (Например, судья Элимелех ушел в Моав во время голода в Эрец Исраэль, как записано в книге Рут.)
Наконец народ предложил: «Пусть наши дети послужат порукой тому, что мы будем соблюдать Тору».
Ашем был удовлетворен. «Это хорошие поручители, — сказал Он. — Я дам вам Тору при условии, что ваши дети станут гарантами вашего исполнения Торы!»
Если евреи не будут соблюдать Тору, то их поручители, их дети, будут наказаны. Поэтому, если человек хочет, чтобы его дети оставались в живых, он должен обучить их Торе.
(Евреи предложили своих праотцев и пророков в качестве поручителей, веря, что, благодаря их величию, те смогут искупить грехи сынов Израиля, нарушивших законы Торы. Ашем, однако, ответил, что их праотцы тоже ошибались (поскольку они находились на очень высоком уровне, то даже незначительные их ошибки вызвали недовольство Всевышнего), и не смогут искупить своих потомков. Ашем предпочел взять в качестве поручителей маленьких детей, зная, что страх за жизнь своих детей помешает родителям грешить.)
Затем Моше, Аарон, Надав, Авиу и семьдесят старейшин взошли на гору Синай, каждый на уготованное ему место, как повелел Ашем. Им открылось видение Престола Славы, и они увидели, как Ашем ликовал вместе с Израилем при спасении евреев из Египта.
Старейшины, Надав и Авиу упивались видением Шехины. Они получали от этого духовное наслаждение, сравнимое с наслаждением от пищи и питья. Они не смогли приблизиться к Шехине с должным благоговением и уважением. Поэтому они заслуживали смерти. Но Ашем не хотел омрачать радость дарования Торы и отложил наказание до более позднего времени. Семьдесят старейшин были наказаны, когда народ возроптал в Тавере (раздел Беаалотха, см. Бемидбар 11). Надав и Авиу были наказаны в первый день после освящения Мишкана, первого числа месяца нисан (раздел Шмини, см. Ваикра 10).
Моше никогда не тешил свой взор лучами Шехины. Когда Ашем явился ему в кусте терновника, он закрыл лицо. Поэтому позднее он был вознагражден тем, что лучи Шехины исходили от его лица.
Моше поднимается на Небеса, чтобы получить скрижали
После того как народ Израиля услышал все Десять Речений, Ашем повелел Моше взойти на гору, чтобы получить Скрижали, на которых были начертаны Десять Речений (суть всех 613-ти заповедей Торы). Моше приказал, чтобы в его отсутствие народ слушался Аарона, старейшин и Хура, сына Мирьям, которых он оставил вместо себя. Он сказал сынам Израиля, что вернется через сорок дней, и попросил их: «Пожалуйста, молитесь за меня и поститесь! Я собираюсь войти в стан ангелов и взойти в обитель небесных огненных существ Ашема. Просите Ашема о милосердии, чтобы я вернулся с миром!»
Все тело Моше дрожало и содрогалось.
Седьмого сивана Моше в сопровождении своего ученика Иеошуа двинулся к горе. Иеошуа поставил свой шатер у подножия горы и не покидал его сорок дней, ожидая возвращения своего учителя. Произошло особое чудо: чтобы обеспечить ему пропитание, для него выпадал май.
Моше взошел на вершину горы и скрылся в облаке, в котором он пребывал шесть дней. То был подготовительный период — очищение его тела для уподобления ангелам. После этого ему было позволено взойти на Небеса и приблизиться к Шехине.
Восхождение Моше на Небеса нельзя понимать в физическом плане. Наши Мудрецы учили (Сука 5): «Моше ни разу не поднялся выше, чем на десять тефахим». Но в духовном плане он поднялся на самый высокий уровень и поэтому смог общаться с ангелами.
Моше проник через тьму облака и был принят в Небесный стан. Опасаясь за свою жизнь, Моше произносил вслух псалом, который защищает человека от враждебных сил (Теплим 91): «Живущий под покровом Всевышнего, обитает в тени Всевышнего… Не устрашишься ночного ужаса, стрелы, летящей днем».
Когда Моше взошел на Небеса, ангелы недовольно спросили Ашема: «Царь Вселенной, что это земное существо делает среди нас?»
«Он пришел получить Тору», — ответил Всевышний.
«Неужели драгоценная Тора, которую Ты хранил на протяжении 974 поколений до Творения, будет теперь отдана смертным? — возражали ангелы. — Кто этот человек, что он заслужил такой дар?»
«Ответь им», — повелел Ашем Моше.
«Боюсь, что они обожгут меня своим дыханием», — сказал Моше.
«Прижмись к Престолу Моей Славы и ответь им!» — велел Ашем.
Моше повернулся к ангелам и произнес: «В Торе сказано: “Я, Ашем, твой Б-г, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства” (Шмот 20). Вы были в Египте? Вы были рабами фараона? В ней сказано: “У тебя не будет других богов!” Разве вы живете среди народов-идолопоклонников? Тора велит: “Помни день Шабата, чтобы освящать его!” Разве вы работаете, что вам нужен отдых в Шабат? В Торе сказано: “Не произноси Имени Б-га попусту!” Разве вы ведете какие-либо дела, что вам приходится клясться? “Чти отца своего и мать свою!” Разве у вас есть родители? Тора запрещает убийство. Разве на Небесах есть кровопролитие? В ней сказано: “Не совершай прелюбодеяний!” Разве вы женаты и вам нужны предостережения? В Торе сказано: “Не укради!” Разве на Небесах есть серебро, которое можно украсть? В Торе сказано, что нельзя домогаться имущества другого. Разве у вас есть дома, поля или виноградники, что вы нуждаетесь в таком предостережении? В вас нет дурного начала, как в людях. Как же приложимы к вам запреты Торы?»
Ангелы согласились с его доводами и стали его друзьями. Перед тем, как Моше покинул Небеса, каждый ангел открыл ему свою особую тайну, спасительную формулу, которая была выведена из Святых Имен Б-га. Тогда же Ангел Смерти открыл Моше тайну, что чуму можно остановить, если сжечь кторэт, воскурения.
Сорок дней Моше пребывал на Небесах и изучал Тору. В конце этих сорока дней Моше получил две сапфировые скрижали.
Пока Моше отсутствовал, народ сделал золотого тельца. И ангелы на Небесах обрадовались: «Теперь, когда люди согрешили, Тора вернется к нам!»
Вернувшись семнадцатого тамуза в стан, Моше увидел, что народ сотворил тельца. Подробности этого события описаны в разделе Ки тиса.