Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Все законы Торы находятся вне пределов нашего понимания
Все мицвот Торы подразделяются на три категории:
1. Эдуйот — свидетельства. Мицва, поясняющая смысл какого-либо исторического события или одну из граней нашей веры, называется эдут — свидетельство. Например, мицва о соблюдении шабата укрепляет нас в вере, что Всемогущий сотворил мир за 6 дней; соблюдение праздников служит напоминанием об Исходе из Египта; мицва о цицит и тфилин символизирует нашу веру в абсолютную власть Ашема.
2. Мишпатим — гражданские законы. Мишпатим представляют собой Б-жественные законы, обеспечивающие безопасность и выживаемость общества: например, мицвы, запрещающие кражу и убийство.
3. Хуким — Б-жественные установления. Под категорию хок (во множественном числе хуким) подпадают мицвот, предназначение и смысл которых недоступны человеческому разуму.
Можно привести много примеров хуким, но мидраш перечисляет лишь четыре таких, о которых Тора ясно говорит: “Это хок”. Они содержат много, на первый взгляд, противоречивого, поэтому часто высмеиваются самонадеянными людьми с рациональным типом мышления. Чтобы избежать соблазна сомнения, Тора советует еврею говорить самому себе: “Это — хок, и я не имею права подвергать эти мицвот сомнению, ибо такова воля Всевышнего”.
Вот эти четыре мицвы.
1. Ибум. Еврей не может жениться на жене или на вдове своего брата, если у брата есть дети. В этом случае он навлекает на себя наказание карет. Но если вдова брата не имеет детей, жениться на ней является мицвой (ибум).
Обычная логика не позволяет осознать смысл этой мицвы, поэтому Писание особо подчеркивает: “И ты должен охранять Мои хуким” (Ваикра 18:26).
2. Шаатнез. Тора запрещает пользоваться материей, сотканной из шерсти и льна вместе. В то же время разрешается носить льняную одежду, к которой прикреплены шерстяные цицит. Чтобы мы не пытались разумно обосновать это исключение, Тора говорит об этой мицве: “Ты должен соблюдать Мои хуким” (Ваикра 19:19).
3. Сеир лаАзазель — козел для Азазеля. Козел, умерщвляемый во время службы на Йом Кипур, очищая Общину Израиля от грехов, оскверняет человека, который приносит его в жертву. Поэтому этот закон называется “вечный хок” (Ваикра 16:29).
4. Пара адума — рыжая корова. Пепел пары адумы очищает человека от нечистоты, делая нечистым каждого, кто участвует в приготовлении пепла.
Поскольку и эта мицва не поддается логическому объяснению, Тора предваряет ее описание такими словами: “Это — хок Торы” (19:2), и мы должны воспринимать ее как Б-жественное установление.
Но, разумеется, нельзя утверждать, что хуким — это “законы без основания”; в их основе лежит Б-жественная логика, постичь которую в определенной степени смогли только величайшие и мудрейшие из людей. Например, логическое обоснование заповеди о рыжей корове по воле Ашема было открыто Моше.
С другой стороны, царь Шломо, исследовавший законы, лежащие в основе мицвот, и нашедший объяснения для других заповедей, открыто заявлял, что смысл этой мицвы скрыт от человеческого разума.
Шломо удалось понять, почему шохет должен перерезать у животных и трахею, и пищевод, у птиц достаточно отрубить только один из этих органов, а рыба вообще не нуждается в шхите. Тем не менее он признавал: “Я сказал: Стану мудрей, но она (заповедь пара адума) далека от меня (от моего понимания)” (Коэлет 7:23). (Численное значение слов “она далека” соответствует численному значению слов пара адума.)
Чтобы в полной мере оценить это высказывание, вспомним о масштабе и глубине знаний царя Шломо:
“И Б-г дал Шломо столько мудрости и понимания и широты знания, сколько песка лежит на берегу моря” (I Мелахим 5:9).
Стих говорит о том, что мудрость царя Шломо равноценна мудрости всего еврейского народа, который был так многочислен, как песчинки на морском берегу. Его интеллект превосходил интеллект любого человека, он без труда мог определить, что у каждого на уме. Поэтому его суждения всегда были справедливы, и ему удавалось рассудить самые запутанные тяжбы.
Однажды три еврейских купца отправились в путь по торговым делам. Приближался шабат. Купцы решили спрятать свои деньги в укромном месте, чтобы по окончании шабата выкопать их и продолжить путь.
Один из купцов, пока его компаньоны спали, под покровом ночи пробрался к тайнику, достал деньги и перепрятал в другое место.
После завершения шабата купцы обнаружили пропажу. Никто другой не знал, где находится тайник, следовательно, украсть деньги мог только один из них. Но кто? Каждый, обвиняя другого, говорил: “Ты — вор!”
Так и не выяснив, кто из них виновен, они отправились в Иерусалим, чтобы их рассудил царь Шломо.
Внимательно выслушав обстоятельства дела, Шломо велел им вновь прийти к нему на следующий день. Когда они явились, царь сказал им: “Перед тем как вынести суждение о вашем деле я хотел бы услышать ваше мнение по поводу одной истории”.
Все трое внимательно выслушали рассказ Шломо: “Девочка и мальчик, жившие по соседству, дали друг другу обещание не вступать в брак без взаимного согласия. Позже девушка уехала в другой город, и молодые люди потеряли друг друга из виду. Прошло время, девушка собралась выйти замуж, однако она не забыла о своей детской клятве. Незадолго до свадьбы она продала личные вещи, чтобы иметь деньги на дорогу, и отправилась в свой родной город. Там она отыскала друга детства и рассказала ему, что стала невестой другого. Она попросила освободить ее от данного обещания, а вместо этого взять деньги.
Молодой человек оценил благородство своей подруги и ее верность данному слову. Ему было тяжело, но он освободил ее от данного обещания, отказался от предложенных денег, и она уехала с миром.
Для молодой девушки возвращение домой оказалось опасным. Когда она ехала по пустынному месту, на нее напал разбойник, ограбил ее и угрожал насилием.
“Зачем вы, пожилой человек, хотите совершить такой грех, — взмолилась девушка. — Неужели вы не боитесь Страшного Суда? Возьмите мои деньги и позвольте мне невредимой вернуться к жениху”. Она поведала ему свою историю и сказала в заключение: “Моему другу детства было гораздо труднее отпустить меня, нежели вам: он молод и имел на меня определенные права. Вам следует поучиться у него благородству”.
Грабитель был тронут ее словами и, не причинив ей вреда, вернул деньги.
“А теперь ответьте, — сказал Шломо, — кто истинный герой этой истории — девушка, молодой человек или грабитель? Мне хотелось бы услышать ваше мнение”.
“Меня поразила девушка, — сказал один купец.
— Подумать только: ведь ради обещания она предприняла рискованное и долгое путешествие!”
“А мне понравился юноша, — отметил второй.
— Он поступил благородно и бескорыстно”.
“Наиболее благородно поступил разбойник, — заявил третий купец. — Он мог воспользоваться беззащитностью своей жертвы, завладеть ее деньгами, но не тронул девушку и даже вернул деньги”.
“Послушайте его! — вскричал Шломо. — Этот человек думает только о деньгах. Во время моего рассказа он в глубине души желал денег девушки. Когда ему представится возможность украсть, он, без сомнения, сделает это! Схватите его!”
Купец был схвачен и сразу сознался в содеянном.
Будучи сведущ во всех науках, Шломо превосходил знаниями всех своих предков.
Например, он знал о животных больше самого Адама, который дал всем животным имена, исходя из их особенностей.
Его познания в астрономии были глубже, чем у Авраама, являвшегося большим ученым в этой области.
Его компетентность в вопросах правления государственными делами превосходила знания Йосефа, весьма искусного законодателя. Он был также и лучшим лингвистом, нежели Йосеф, который говорил на 70 языках.
Во всех областях научных знаний Шломо затмил царей и цариц своего времени, и хотя египетские фараоны гордились знанием астрологии, эрудиция Шломо все же была выше, что ясно из следующего примера.
Когда Шломо приступил к строительству Храма, он просил у египетского фараона Нехо прислать ему ремесленников.
Фараон приказал своим астрологам определить, кого из мастеров в этом году ожидает смерть, и отправил Шломо именно этих работников.
Но не успели египетские ремесленники прибыть в Иерусалим, как Шломо уже узнал о замысле фараона Нехо: “Вероятно, в твоей стране не хватает саванов, я посылаю тебе несколько для твоих работников”.
Шломо был чрезвычайно сведущ в Торе. Его знания были полнее и глубже, чем у всего Поколения Пустыни, о котором говорили как о “Поколении Знания”. Ему были известны в Торе такие подробности, о которых не знал сам Моше.
— величии Шломо и его обширных познаниях свидетельствуют святые книги, которые он написал с помощью духа святости: Коэлет, Мишлей и Шир Аширим, вошедшие в Танах. (Помимо этого он сочинил несколько псалмов для Теплим.)
Объясняя людям значение каждой алахи, он мог рассказать 3000 связанных одна с другой притч и привести 1005 различных обоснований установлениям мудрецов.
Насколько же глубок должен быть смысл мицвы пара адума, если Шломо, самый мудрый из людей, говорил: “Я изучал ее и пытался осознать, но она оказалась выше моего понимания!”
На самом деле, так же далеки от нашего понимания и те мицвот, которые кажутся понятными: их истинный смысл человеческому разуму неподвластен.
Законы о рыжей корове
Первого нисана 2249 года, в последний день торжественного освящения Мишкана, Ашем открыл Моше законы, касающиеся нечистых людей, изгоняемых из стана, а также законы чистоты для коэнов.
Ашем открыл ему, как достигается очищение от нечистоты разного рода (путем погружения в микву или в “живой” источник) и какие жертвы завершают процедуру очищения.
Когда Ашем учил Моше тому, что, прикоснувшись к мертвому телу, еврей становится нечист, Моше спросил: “Как же тогда он очищает себя от этой нечистоты?”
Всемогущий не ответил на его вопрос, и лицо Моше омрачили печаль и стыд. (Для талмид хахама, чье предназначение состоит в самосовершенствовании, а также в изучении и исполнении заповедей Торы, нет большего несчастья, чем получить отказ в знании, к которому он стремится.)
Не получив ответа от Ашема, Моше почувствовал стыд из-за Аарона. Он подумал, что своим участием в грехе золотого тельца Аарон допустил к еврейскому народу ангела Смерти и ему не избавиться от позора, пока Ашем не скажет, как надо очищать себя от нечистоты, связанной со смертью.
На деле же Ашем медлил с ответом из любви к Аарону. Когда Он обратился к Моше в первый раз, Аарона не было рядом, поэтому Ашем ждал, когда Аарон окажется рядом с братом, а затем сообщил законы о рыжей корове им обоим (Бемидбар 19:1). Тем самым Он давал понять, что простил Аарона за его участие в грехе золотого тельца.
В тот же день Ашем продолжил свои объяснения Моше и Аарону: “Если кто-то осквернит себя прикосновением к трупу, его следует окропить смесью воды и пепла от сжигания рыжей коровы”.
Законы о рыжей корове были сообщены Всевышним первого нисана. Почему же они располагаются в разделе Хукат?Поскольку Корах высмеивал процедуру очищения левитов, то именно после рассказа о бунте Кораха Тора объясняет фундаментальную мицву об очищении через пепел рыжей коровы.
Всевышний открыл Моше и Аарону законы о рыжей корове:
<> Рыжую корову приобретают на средства Храма из ежегодных обязательных пожертвований в полшекеля, которые делали все евреи.
<> Корова должна быть не моложе трех лет (возраст, достаточный для вынашивания плода).
<> Она должна быть совершенно рыжей, даже два волоска иного цвета делают ее непригодной.
<> Животное не подходит, если хотя бы однажды на него было надето ярмо, даже если при этом не исполнялось никакой работы.
Санхедрин повсюду разыскивал совершенно рыжую корову, и вот, наконец, стало известно, что такое животное найдено, но принадлежит нееврею.
К нему отправили мудрецов, чтобы купить корову.
Владелец животного сказал: “Я хочу продать корову за хорошую цену. Дайте мне за нее четыреста слитков золота”.
“Ты получишь их”, — пообещали мудрецы и ушли, чтобы получить необходимую сумму из фондов Санхедрина. Тем временем нееврей, рассказав своим друзьям о выгодной сделке, понял, что обладает редким и ценным животным.
Когда посланцы вернулись с обещанной суммой, нееврей сказал им: “Я передумал продавать корову”.
Члены Санхедрина стали набавлять цену, пока владелец коровы не согласился на дополнительную сумму в 100 слитков золота (некоторые считают, что дополнительная плата составляла 1000 слитков).
Мудрецы пообещали ему, что на следующий день они принесут золото и заберут животное.
Когда мудрецы ушли, нееврей со смехом сказал соседу: “Знаешь, почему эти евреи настаивали на покупке именно этой коровы? Она нужна им для религиозного обряда, ибо никогда еще не носила ярма. Но я сыграю с ними злую шутку”.
Той же ночью нечестивец поставил корову в упряжь и пахал на ней.
Вернувшись на следующее утро, мудрецы внимательно осмотрели животное. Они знали, что корову, которая никогда не носила ярма, можно узнать по двум признакам: во-первых, два определенных волоска у нее на шее стоят вертикально, но если на корову хотя бы однажды было надето ярмо, они согнуты; во-вторых, животное, не знающее ярма, смотрит прямо, а если ярмо надевалось, корова моргает, так как во время работы косит глазами, чтобы рассмотреть ярмо.
Мудрецы сразу поняли, что по всем признакам это животное однажды уже было запряжено.
“Оставь корову себе, — сказали они нееврею. — Она не нужна нам”.
И даже этот злодей, потрясенный проницательностью мудрецов, вынужден был признать: “Да будет благословен Тот, Кто избрал эту нацию!”
Удрученный тем, что хитрость его не удалась и выгодная сделка не состоялась, он от огорчения и стыда повесился.
<> Коэн совершает шхиту “вне стана”. Во время скитаний евреев по пустыне животное полагалось резать за пределами всех трех станов, а во времена Храма — на Масличной горе, ибо считалось, что эта гора находится “вне Иерусалима”.
<> Собрав немного крови в левую руку, он погружает в нее указательный палец правой руки и брызгает кровью в направлении входа в Святилище, который виден ему с горы.
<> Разводится огонь, и коэн наблюдает за сожжением коровы.
<> Бечевой из красной шерсти он связывает вместе кедровую палочку и несколько побегов иссопа, а затем спрашивает присутствующих:
— Эта палочка из кедра?
— Да, — отвечают они.
Он трижды задает вопрос и все три раза должен получить положительный ответ. Затем он — тоже трижды — спрашивает: “Это красная шерсть?” — и вновь каждый раз ему отвечают утвердительно.
Зачем нужна эта процедура?
Не все виды иссопа, кедра и красной краски являются кашерными для рыжей коровы. И если не все три предмета отвечают алахическим требованиям, исполнение мицвы будет недействительным. Таким образом, коэн придает особое значение тому, чтобы все присутствующие сходились во мнении в отношении заповедей Торы.
<> Пока корова сгорает, связку из кедровой палочки и иссопа бросают внутрь туши.
<> Пепел от коровы делят на три части: одну размещают в определенной части Храмового двора, где она хранится во исполнение мицвы о том, что пепел рыжей коровы должен сберегаться для всех последующих поколений. Другую часть пепла делят между собой коэны, служащие в Мишкане, чтобы всегда был под рукой для очищения коэна, ставшего нечистым. Третью часть пепла относят на Масличную гору для очищения евреев.
<> Тот, кто участвует в приготовлении пепла, например, человек, который сжигает корову или бросает ритуальную связку в огонь, или приносит дрова, или даже просто касается пепла, — становится нечистым.
<> Пепел коровы в специальном сосуде смешивается со свежей родниковой водой.
<> Водой рыжей коровы окропляют проходящего очищение еврея на третий и седьмой день. Делает это человек, не оскверненный трупной нечистотой. Помимо этого, на седьмой день, чтобы завершить свое очищение, еврей должен погрузиться в микву.
К настоящему времени сожжено девять рыжих коров.
Первую сжег Элазар бен Аарон под руководством Моше второго нисана 2449 года. (Поскольку Элазар не понимал смысла совершаемого, Моше давал правильное направление его мыслям.) Немного пепла первой рыжей коровы было смешано с пеплом коров, сожженных позднее (ибо только под наблюдением Моше пепел был приготовлен должным образом).
На этой доле пепла, отделенной для очищения, лежало благословение, которое длилось вплоть до времен Эзры.
Под наблюдением Эзры была сожжена вторая корова; третья и четвертая — под руководством Шимона Праведного, а еще две — во времена первосвященника Йоханана. С этого момента и до разрушения Второго Храма были сожжены еще три рыжие коровы. Десятую приготовит Машиах, да скорее наступит это время!
Намеки, скрытые в заповеди о рыжей корове
Хотя суть этой мицвы непостижима и будет скрыта от нас вплоть до прихода Машиаха (когда Ашем откроет еврейскому народу смысл каждой мицвы), и, в частности, остается тайной, каким образом корова, очищая нечистого человека, в то же время оскверняет чистого, — Тора все же дает нам некоторые намеки.
Однажды маленький сын дворцовой служанки, играя, запачкал чисто вымытый пол. “Где мать этого чертенка? — вскричал царь. — Пусть она немедленно явится и уберет за сыном”.
Точно так же и Всемогущий заявил: “Пусть мать (корова) искупит нечистоту, произведенную (золотым) тельцом”. Поэтому для приготовления очищающей воды подходит только самка, в то время как для иных жертвоприношений пригодны особи и женского, и мужского рода.
В чем же смысл этого мидраша!
После дарования Торы Ашем освободил евреев от власти ангела Смерти, и отныне для Общины Израиля уже не существовало нечистоты, связанной со смертью.
Однако после греха золотого тельца они вновь стали смертными и, следовательно, к ним вернулась трупная нечистота. Поэтому Всемогущий предназначил рыжей корове роль “матери тельца”, очищающей евреев от нечистоты, которую причинил “ее сын”.
О том, как исполнение этой мицвы очищает от греха золотого тельца, великолепно сказано в поэме рабби Элазара Акалира. Ее читают во время утренней молитвы в шабат Пара. Она начинается словами: “Нам не выразить величие Твоих чудес, ибо мы не знаем пределов Твоих законов”.
Отрекшись от Славы Ашема ради золотого идола, евреи потеряли право на искупление.
Так пусть же его мать, корова, служит им для искупления.
Их лица покрыла краска стыда (от греха).
Так пусть же Он, Кого зовут “светлым и румяным” (Тир Аширим 5:10), дарует им искупление посредством его (тельца) красномордой матери!
Поклонясь идолу, они вновь обрели былые пороки.
При даровании Торы евреи были избавлены от всех болезней, но когда они соорудили золотого тельца, к ним вернулись их изъяны.
Так пусть же его мать, не имеющая изъянов, придет, чтобы окропить этой водой еврейский народ, о котором сказано “…прекрасный и непорочный” (Шир Аширим 4:7)!
Принося жертвы тельцу, они восстали и сбросили ярмо Небес.
Так пусть же (закон) его не носившей ярма матери будет возложен на их плечи, как ярмо!
Исполняя волю Б-га насчет рыжей коровы, они вновь признают Его власть.
Ради золотого тельца они собрались вокруг коэна (Аарона), который тем самым навлек на себя такой Небесный гнев, что Б-г желал убить его (Дварим 9:20).
Так пусть же его мать будет предана коэну, тем самым искупая грех коэна.
Как был сожжен в огне золотой телец, так будет сожжена и его мать.
Как был он сокрушен в прах, так и мать его обратится в прах и пепел.
Как прах тельца был смешан с водой, так и прах и пепел его матери следует бросать в воду.
Как три тысячи евреев пали из-за тельца, так и три разных предмета (дерево кедра, иссоп и красная нить) должны погибнуть в огне, сжигающем корову.
Как золотой телец осквернил чистый народ, так и рыжая корова осквернит чистого человека.
Как прах золотого тельца очистил народ, так и его мать очистит любого нечистого человека.
Моше заставил евреев выпить воду, смешанную с прахом золотого тельца, тем самым очищая грешников.
Как грех золотого тельца лежит на всех последующих поколениях, так сохранится навечно и вода, смешанная с пеплом его матери.
Пока человек не изольет душу подобно воде, до тех пор он не будет воистину очищен каплями воды.
Как же может человек, подобный увядающей траве, проявлять свою гордыню перед Б-гом, Который есть Огонь?
О связи между рыжей коровой и грехом поклонения золотому тельцу говорят и следующие факты:
<> Поскольку все евреи отдали золото на сооружение идола, необходимо, чтобы каждый внес вклад на покупку рыжей коровы. Эту сумму брали из ежегодных пожертвований в полшекеля от каждого еврея на нужды Храма.
<> Ашем приказал, чтобы первая рыжая корова была сожжена сыном Аарона Элазаром, а не самим Аароном, так как Аарон участвовал в грехе золотого тельца.
Загадка рыжей коровы — одновременно оскверняющей и очищающей — содержит важный урок:
Одной из величайших философских тайн в этом мире является проблема сосуществования добра и зла, счастья и беды. Даже великие пророки задавались вопросом: почему праведники подвергаются мучениям?
Будучи не в состоянии примирить жизненные противоречия, язычники связывали свое происхождение с двумя божествами: одно приносило благосостояние народам, зато другое — зло.
Именно поэтому современные люди заявляют, что у вселенной нет направляющей силы.
Однако Тора учит нас верить в Единственный Источник, от которого произошло все — и добро, и то, что кажется злом.
Противоречивость мицвы о рыжей корове вынуждает нас признать ограниченность и несовершенство человеческого разума. Однако на уровне, превосходящем уровень нашего интеллекта, все противоречия исчезают. Суть всего едина — Б-жественный план, осуществляемый ради нашей конечной пользы.
Эта мицва предписывает нам воспринимать все стороны жизни через веру, подобно тому, как мы должны воспринимать и сами мицвот.
Есть обычай читать в синагогах в шабат перед месяцем нисан отрывок о рыжей корове. Во времена Храма каждый еврей должен был пройти ритуал очищения в нисане, прежде чем принести пасхальную жертву. Именно поэтому перед самым началом нисана читали законы об очищении.
В настоящее время чтение нами отрывка о рыжей корове принимается Ашемом в качестве частичной замены исполнения мицвы.
Некоторые законы ритуальной чистоты
В определенных условиях при контакте с человеком или животным, являющимися нечистыми, стать нечистыми могут:
<> пища;
<> жидкости;
<> сосуды и одежда;
<> еврей.
Опишем в общих чертах основные законы нечистоты для вышеперечисленных групп.
Пища
Пища может стать нечистой, только если:
1) она не получает более питания из корней или ветвей (т.е. плоды сорваны, зерновые культуры сжаты);
2) вначале она соприкасалась с одной из семи жидкостей: вином, пчелиным медом, оливковым маслом, молоком, росой, кровью или водой.
Если при наличии этих двух условий до пищи дотрагивается нечистый человек или животное (или же труп животного или труп некоторых пресмыкающихся), то она становится нечистой.
Во времена Храма коэн не мог есть оскверненную труму или халу. Некоторые евреи, не облеченные священством, тоже воздерживались от употребления любой нечистой пищи (когда это было возможно), чтобы избежать ошибок или проявить акт особой святости.
Жидкости
Если жидкости коснется нечистый человек или труп животного, она тоже становится нечистой.
Сосуды и одежда
Сосуды и одежда становятся нечистыми, если до них дотронется источник нечистоты (человек или животное), а глиняные сосуды — лишь в том случае, если нечистота коснулась их внутренней поверхности.
Металлические или деревянные сосуды очищаются путем погружения в микву; глиняную посуду очистить нельзя.
Еврей становится нечистым в следующих случаях:
1. Если он дотронется до трупа еврея, перенесет его, даже не коснувшись, или будет находиться под одной крышей с покойником, с каким-либо его органом или конечностью; либо дотронется до сосуда, который прикасался к трупу.
Еврей, осквернивший себя таким образом, называется ав атума — источник нечистоты. Он нечист в течение семи дней и на 3-й и 7-й дни очищения должен быть окроплен водой с размешанным в ней пеплом рыжей коровы, а затем погрузиться в микву.
2. Соприкоснувшийся с ав атума тоже становится нечистым, но его нечистота не так велика. Она продолжается до вечера, и очиститься от нее можно путем погружения в микву. Такой человек называется ришон летума — первичный носитель нечистоты.
Существуют и другие виды тумы, происхождение которых так или иначе связано с телом самого человека, например, зивут, нидут или цараат.
Смерть Мириам и исчезновение Колодца
Десятого нисана на сороковой год скитаний в пустыне случилась трагедия национального масштаба.
Когда евреи пришли в пустыню Цин, умерла сестра Моше Мириам. Ей было 125 лет.
Мириам учила женщин и руководила ими, подобно Моше и Аарону, занимавшимся мужчинами. Она была одной из семи известнейших пророчиц.
Мириам умерла без боли и страданий. Шехина, явившаяся перед ней, увлекла ее душу обратно к истоку.
О смерти Мириам рассказывается сразу после описания законов о рыжей корове (хотя Мириам умерла на сороковой год в пустыне, а рыжая корова была сожжена на второй). Сопоставляя эти два события, Тора учит нас, что смерть праведника по своему воздействию подобна воде рыжей коровы и позволяет искупить грехи Общины Израиля.
Как только Мириам умерла, Ашем сделал так, что Колодец, сопровождавший евреев в странствиях, на время исчез, чтобы евреи осознали: их Колодец наполнялся водой только ради Мириам. Постигнув величие этой праведницы, они должны были надлежащим образом скорбеть о ее смерти.
Благодаря прекрасным качествам трех своих лидеров Поколение Пустыни получило от Всевышнего три дара:
1) благодаря добродетели Мириам — колодец;
2) благодаря достоинствам Аарона — Облако Славы;
3) благодаря заслугам Моше — ман.
Почему три лидера Общины Израиля удостоили народ этими дарами?
Они олицетворяли собой три столпа, на которых держится мир: Тору, служение и добрые поступки.
<> Моше передал людям Б-жественные заповеди, но особенно ярко проявил себя как учитель Торы. Поэтому ради его заслуг евреи получили ман, ежедневный дар, благодаря которому им не нужно было добывать себе средства к существованию и употребление которого в пищу помогало им в изучении Торы.
<> Аарон олицетворял собой служение. Благодаря его преданности священному служению, Шехина стала обитать среди народа Израиля. Облака Славы были дарованы еврейскому народу во имя заслуг Аарона, ибо они и являли собой Шехину.
<> Мириам превосходила своих братьев по третьему из основополагающих понятий — доброте.
С юности она посвятила жизнь своему народу. Еще совсем маленькой девочкой Мириам помогала матери как повитуха и разносила еду бедным.
Благодаря ее доброте, Ашем обеспечил евреев водой, жизненно необходимой в пустыне.
Как же евреи получали воду из Колодца Мириам?
Дарующая воду волшебная скала всегда оказывалась рядом со станом сынов Израиля, на возвышенном месте напротив входа в Мишкан.
Каждый из двенадцати несиим, подходя к скале, посохом прочерчивал линию от Колодца до места стоянки своего колена. Вода устремлялась вдоль двенадцати линий к стоянкам, образуя между ними реки, такие широкие, что если женщина хотела навестить подругу из расположившегося по соседству колена, ей требовалась лодка.
Вода окружала также большую часть лагеря. Там, где останавливались евреи, сразу начинали расти инжир, виноград и гранатовые деревья. Виноградные лозы давали семь различных по аромату сортов. Сыны Израиля пользовались водой и растениями, жизнь которым давал Колодец Мириам, и тем самым познавали блага Грядущего Мира. Поэтому позже они сложили песнь об этом волшебном Колодце.
После кончины Мириам Колодец внезапно исчез.
Без питьевой воды евреи оказались в бедственном положении.
Пребывая в скорби по сестре, Моше и Аарон увидели толпы приближавшихся к их шатру людей.
“Что это за сборище”? — спросил Моше у Аарона.
Аарон отвечал: “Разве это не евреи, не потомки Авраама, Ицхака и Яакова, творящие добро подобно своим предкам? Без сомнения, они идут, чтобы утешить нас”.
“Аарон, — сказал ему Моше с укоризной, — неужели ты не можешь отличить людей, собравшихся ради благородных целей, от тех, кто ставит перед собой неблаговидные задачи? Ты был бы прав, если бы они шли организованно, со старейшинами впереди, а вслед за ними шествовали руководители тысяч, затем сотен и так далее. Но взгляни на эту буйную толпу!”
Слова Моше тотчас же получили подтверждение. Набившись в шатер, возбужденная толпа начала упрекать своих лидеров в отсутствии воды.
“Почему мы должны так страдать? — спрашивали они. — Ты, Моше, обычно упрекал нас, что мы наказаны за то, что среди нас есть грешники, из-за которых нас покидает Шехина. Но теперь люди Поколения Пустыни умерли, а те, кто остался жив, достойны войти в Эрец Исраэль. Почему же тогда и мы сами, и наши дети, и наш скот должны умереть от жажды?
Все эти бесконечные испытания нам уже невыносимы. Почему ты, вместо того чтобы сорок лет водить нас по пустыне, не упросишь Ашема перенести нас прямо в Эрец Исраэль?
Лучше бы нам погибнуть вместе с сообщниками Кораха или умереть от мора, нежели сейчас умирать от жажды.
Вы скорбите о смерти одного человека вместо того, чтобы скорбеть о людях, лишенных воды”.
В своем возбуждении евреи были готовы забросать Моше и Аарона камнями, однако Ашем не удерживал их, когда они выражали свое неудовольствие. Причиной их жалоб были страдания от жажды, а Он не останавливает страдающих, даже если они заслуживают наказания.
Моше и Аарон покинули разъяренную толпу и пошли в Мишкан, где пали ниц в молитве.
Появилось Облако Славы, и Ашем упрекнул Моше: “Мои дети страдают от жажды, пока ты скорбишь. Найди скалу, которая была Колодцем Мириам, прикажи ей вновь давать воду, и пусть напьются все — и люди, и их животные”.
Грех Моше и Аарона у вод Мерива
Ашем сказал Моше: “Народ увидит чудо, которое освятит Мое Имя. Собери праведников у скалы, из которой бил источник, пока была жива Мириам, и прикажи этой скале вновь снабжать евреев водой.
Стоя со святым собранием перед скалой, научи их алахе или отрывку из Торы. Затем прикажи скале дать воду. Заслуга совместного изучения Торы заставит скалу снова давать воду, как это происходило ранее благодаря добродетели Мириам”.
В данном случае Ашем приказал Моше обратиться к скале со словами. Ранее в Маса-у-Мерива (Шмот 17:5) Он велел ему ударить по этой скале, т.е. Колодцу Мириам. Почему же теперь Ашем приказал Моше говорить со скалой?
1. Всевышний никогда не совершает двух одинаковых чудес, показывая Свое могущество. Поэтому в первый раз Он заставил скалу изливать воду после удара, а теперь пожелал, чтобы она вновь дала ее, повинуясь словам Моше.
То, что Ашем изменяет детали похожих чудес, видно из следующих примеров:
<> Разделение вод Ям Суф, совершенное Моше, и осуществленное Иеошуа разделение Иордана были похожими друг на друга чудесами.
Однако воды Ям Суф замерли в неподвижности, образуя стены по обе стороны прохода, а в Иордане Всевышний обуздал только струящийся сверху поток, застывший в виде громадной стены. Воды Иордана в нижнем течении продолжали стекать в долину, пока русло реки не высохло.
<> Ашем научил Моше очищать горькую воду, погружая в нее дерево (Шмот 15:25). Но подобное чудо Он приказал совершить Элише с помощью соли (II Мелахим2:2\).
2. Мидраш поясняет это на таком примере. Время от времени учителю приходится бить своего маленького ученика. Ребенок не осознает необходимости учебы, поэтому его надо “пришпоривать” способом, который он хорошо понимает. Но когда ученик повзрослеет, положительного результата можно добиться скорее словами упрека, нежели ударами.
Так и в данной ситуации: когда в первый раз понадобилось извлечь воду из скалы, она была “маленьким ребенком”, поэтому Моше должен был ударить ее. Теперь же, спустя сорок лет, Ашем приказал использовать другой способ: “Изучите главу Торы, стоя перед скалой, — сказал Он Моше, — тогда Она даст воду”.
Вышеупомянутый мидраш символизирует, что щедрость физического мира соответствует росту духовности еврейского народа. Чем выше его достоинства, тем богаче материальные благословения, изливающиеся в Творение. Когда евреи покинули Египет, они были необразованными, их надо было обучать Торе и приучать к ней. Через сорок лет в пустыне они превратились в образованную, духовно зрелую нацию. Поэтому изучение ими Торы теперь могло заставить скалу опять дать воду.
“Более того, свидетели чуда получат великий урок: “Если даже скала покорно становится источником по Б-жественному приказу, то мы, евреи, должны подчиняться Ашему с радостью и добровольно (а не потому, что чувствуем себя обязанными служить Ему)!”
Ашем предупредил Моше, чтобы у скалы собрались только праведники, но Моше (желая, чтобы все увидели чудо) привел всех — от великого до ничтожного, включая даже эрев рав.
Чудесным образом всем удалось разместиться напротив скалы, хотя места для собравшихся было явно недостаточно.
В толпе были слышны насмешливые возгласы эрев рав: “Неужели кто-нибудь верит, что Бен Амрам совершит настоящее чудо?! Он уверяет нас, что обратится к этой скале с какими-то словами, но за этим скрывается что-то другое. Скорее всего, он знает, что именно в этой скале есть влага. Не забывайте, Моше был пастухом, и ему известны свойства различных минералов. Давайте проверим, сможет ли он совершить чудо со скалой, которую мы сами выберем!”
Эти издевательства заставили людей усомниться в возможности чуда, и они начали расходиться. Несиим поднимали с земли камни и требовали, чтобы Моше извлек из них воду.
Эрев рав заявили: “Если ты не извлечешь воду из выбранной нами скалы, она не нужна нам вообще!”
Моше был чрезвычайно подавлен. Стремясь выполнить волю Ашема, он хотел изучать Тору перед скалой вместе с торжественным собранием евреев. Став очевидцами величайшего чуда, они бы осознали, что изучение Торы может изменить законы природы. Но перед ним стояла ни во что не верящая толпа насмешников.
Более того, Моше уже не чувствовал рядом с собой Шехину (когда ему было приказано ударить скалу в первый раз в Рефидиме, он ощущал ее присутствие). Теперь же Шехина покинула евреев из-за насмешек толпы.
Моше не знал, что делать дальше. Об изучении Торы не могло быть и речи. Как он мог обучать людей, восставших против своего учителя? Какую скалу ему избрать? Следует ли ему, несмотря на требования народа, извлечь воду из скалы, скрывающей Колодец Мириам? Ведь если он сделает это, эрев рав заявят, что он не совершил истинного чуда. Или же он должен послушно попытаться совершить чудо с другой скалой? Но в этом случае его можно будет обвинить в нарушении приказа Ашема. Более того, Он может счесть евреев недостойными получать воду из другой скалы. Решив, что ему следует резко отчитать народ за бесстыдный вызов своему вождю, Моше обратился к евреям со словами: “А теперь слушайте, вы, бунтари и глупцы! Почему вы считаете, что понимаете все лучше своего учителя?”
Всемогущий предупреждал Моше, что он не должен гневаться на евреев, и Моше всегда следил за собой, стараясь сдерживать свои чувства, как бы сильно его ни провоцировали. Однако его слова, хотя они и были высказаны во благо народа, все же свидетельствовали о его возмущении. И Ашем этого ему не простил.
Почему еврейский народ сравнивают с орехом (“Я спустился в сад ореховых деревьев”, — Шир Аширим 6:11)?
Человек, пытающийся взобраться на ореховое дерево, скорее всего, этого сделать не сумеет и упадет, ибо у этого дерева гладкая и очень скользкая кора. В подобном положении находятся и подвергающие каким-либо образом наказанию еврейский народ лидеры Израиля, поскольку за это Всемогущий наказывает их самих.
<> За свои слова: “А теперь слушайте, вы, бунтари и глупцы!” — Моше был наказан смертью.
<> За высказанную Иешаяу жалобу на еврейский народ: “Я жил среди людей с нечистыми устами” (Иешаяу 6:5) он не был спасен от гибели и был казнен по приказу царя Менаше.
Эта трагедия произошла так. Иешаяу был обвинен в том, что его пророчества противоречили словам Моше, поэтому по приказу царя Менаше он подвергся допросу как лжепророк.
“Ты говорил, — обвиняли его: “Я видел Ашема восседающим на троне, и Его лик светился” {Иешаяу 6:1), хотя твой учитель Моше заявлял: “…ибо человек не может увидеть Его и остаться в живых” (Шмот 6:1). Как же ты смеешь утверждать, что видел Ашема и Его трон?”
Услыхав эти обвинения, Иешаяу подумал: “Они не примут никаких моих доводов, даже если я буду объяснять им, что мое видение не достигло того уровня чистоты, о котором говорил Моше, и, скорее всего, казнят меня. Я должен спастись иным способом”.
Произнеся Четырехбуквенное Имя Всевышнего, он попытался спрятаться в дупле кедрового дерева. Палачи приступили к дереву с пилой. Когда пила достигла уст Иешаяу, даже Имя Всевышнего не смогло его уберечь, ибо он произнес лашон ара против еврейского народа. Так был убит Иешаяу.
<> Когда Элияу, исступленно молясь Ашему, обвинил еврейский народ в том, что он забыл Его завет, Всемогущий ответил: “Иди и соверши помазание Елиши бен Шафата, чтобы он заменил тебя, став пророком. Вместо того, чтобы обвинять Моих сыновей, иди в город Дамаск и обвини его жителей”. В Дамаске было 365 храмов, и его жители каждый день поклонялись разным идолам, а раз в году освящали всех своих божеств одновременно.
Рабби Абау и Реш Лакиш ехали в сторону Кейсарии, и рабби Абау сказал своему товарищу:
— Вместо того чтобы посещать места, где живут богохульствующие евреи, нам бы следовало бежать отсюда.
Подняв с земли горсть песка и набив им рот, Реш Лакиш отвечал:
— Ашем не желает, чтобы еврей обвинял Общину Израиля.
Продолжая укорять народ, Моше говорил: “Разве можем мы добыть воду из скалы, про которую Ашем не дал никаких указаний?
Клянусь, я буду выполнять Его волю и получу воду только из той скалы, на которую Он мне укажет”.
Моше приказал скале дать воду, но никакого чуда не произошло.
Моше не смог совершить чудо, так как, пребывая в гневе, не мог полностью сосредоточиться на надлежащих мыслях.
Тогда Моше ударил скалу. И из скалы потекла кровь.
Почему же из скалы потекла кровь? Всевышний предупреждал Моше, что он должен немедленно изменить манеру поведения и что ему следует быть добрее к людям, иначе он лишится жизни. Однако Моше не смог понять истинного смысла данного ему свыше знака.
Увидев кровь, насмешники воскликнули: “Нам придется пить кровь!”
Ашем сказал скале: “Ты исполнила свой долг, а теперь преврати кровь в воду!” Скала подчинилась, но вначале из нее вытекло всего лишь несколько капель воды.
Это вызвало новые издевки насмешников: “Бен Амрам! Очевидно, у тебя хватает воды только для маленьких детей”.
Тогда Моше ударил скалу во второй раз. На этот раз из скалы хлынула вода, образовавшая глубокий поток и залившая людей. Насмешники утонули в этом потоке.
От удара Моше вода хлынула одновременно из всех находившихся в этом месте скал.
Так Всемогущий исправил действия Моше, которые привели к хилуль Ашем. Теперь для всех стало очевидным, что появление воды вызвано не умением Моше, а сверхъестественным чудом, ибо превратить все скалы в источники воды мог только Всемогущий.
Ашем объявляет о смерти Моше и Аарона в пустыне
Всемогущий резко порицал Моше и Аарона, заявив им: “Вы продемонстрировали нехватку веры в Меня, так как, ударив скалу, вы не сумели освятить Меня в глазах сынов Израиля.
Вы воспротивились Мне, игнорируя Мое повеление учить евреев Торе перед скалой. Поэтому не вы введете это поколение в Эрец Исраэль. Вы умрете с ним в пустыне”.
Своей смертью Моше и Аарон искупили содеянный ими грех, ибо смерть приносит искупление за грех хилуль Ашем.
Моше мог оправдать каждый свой шаг: он отказался извлекать воду из скалы, на которую указали евреи, чтобы не быть обвиненным в непослушании слову Ашема; он ударил по скале, так как его слова были неэффективны; он обратился к евреям, называя их бунтарями и глупцами, дабы укорить их. Суть его ошибки недоступна нашему разуму.
В объявленном Ашемом приговоре был указан и Аарон, хотя он был совершенно невиновен в перечисленных Всевышним грехах. Весь его грех состоял лишь в том, что он не произнес ни единого слова, когда Моше ударял по скале.
Споря с Ашемом, Моше вопрошал его: “Я виноват, но при чем здесь Аарон?”
Однако сам Аарон оправдаться перед Всевышним не пытался. Он вполне мог усомниться в справедливости Ашема, но хранил молчание (как и в тот раз, когда смертью были наказаны Надав и Авиу).
На самом деле Ашем всего лишь искал предлог, чтобы Моше и Аарон умерли и были погребены в пустыне.
“Моше, — успокаивал его Ашем, — подумай, как будет выглядеть, если ты, вождь Поколения Пустыни, похоронив 600 000 человек, выведенных тобой из Египта, приведешь в Эрец Исраэль совсем другое поколение?
Ты будешь погребен вместе с поколением, которое ты вел, тем самым обеспечив ему долю в Грядущем Мире. Ты приведешь еврейский народ в Эрец Исраэль во времена Машиаха”.
Лидер каждого поколения будет возглавлять его в Грядущем Мире.
В следующей главе будут объяснены причины строгого наказания Моше и Аарона.
Наказание Моше и Аарона дает ключ к повествованиям Торы
Зная лишь те слова Торы, в которых высказывается осуждение Моше и Аарону (“Ты не верил в Меня, чтобы освятить Меня в присутствии сынов Израиля”, “Вы восстали” и т.д.), и не ведая о предшествующих событиях, мы могли бы подумать, что Ашем обвиняет их за совершение ужасного преступления, такого, например, как атеизм или идолопоклонство. На самом же деле слова Ашема адресованы истинным праведникам, праведникам в высшем смысле этого слова, каждый вздох которых был посвящен служению Ашему и еврейскому народу. Они не “бунтовали” против Ашема, и совершенная ими ошибка, скорее, была ничтожной. Ашем предъявил им столь серьезные обвинения, ибо чем более велик и близок к Нему человек, тем сложнее ему искупить перед Всевышним свое прегрешение.
Не имея этого в виду, мы можем неверно судить упомянутых в Танахе людей, а также и весь еврейский народ.
Тот, кто плохо знает традиции Торы, ошибочно думает, что многие персонажи Писания, а также весь еврейский народ, постоянно подвергающийся критике пророков, являются худшими из людей. В действительности же чем более велик человек, тем большее совершенство от него ожидается.
Например, случайный человек, зашедший в синагогу в Йом Кипур и услышавший произносимые всеми евреями слова раскаяния “Мы виновны: мы предали Б-га, мы украли, мы грешили в еде, питье и прочем”, — может решить, что перед ним скопище грабителей, предателей, обжор, пьяниц и людей подобного рода.
Человек, знающий еврейский народ и его Тору, отдает себе отчет в том, что еврей будет испытывать искреннее сожаление и говорить: “Мы украли”, даже если он сам никогда не притронулся к чужой вещи, ибо чувствует себя причастным к общим грехам всего народа или же винит себя за то, что отнял у другого человека время или нарушил его сон.
Суровость высказанных Ашемом в адрес Моше и Аарона обвинений свидетельствует о строгости суда, который Он вершил над великими людьми.
В подтверждение этого можно привести такие примеры:
<> Авраама Б-г называл “Мой возлюбленный”, однако осудил его всего за два беспечно произнесенных им слова. Когда он спросил: “Как я узнаю (что мои потомки наследуют Эрец Исраэль)?” — Всевышний ответил: “Ты точно узнаешь (что они будут чужаками в египетском изгнании)!”
<> Когда Яаков рассердился на свою жену Рахель, которая хотела детей, Всемогущий укорил его: “Разве можно так отвечать отчаявшейся женщине?! Клянусь, что твои сыновья смирят себя перед ее сыном”. Так колена попали в подчинение к Йосефу.
<> Йосеф сказал виночерпию: “Запомни меня, пожалуйста (и скажи фараону, что ему следует освободить меня из темницы)”. За эти слова он был наказан двумя годами пребывания в тюрьме (ибо Ашем не желал, чтобы Йосеф о чем-либо просил высокомерного египетского чиновника).
<> Йосеф был наказан смертью за то, что забальзамировал труп отца, не получив на это Б-жественного разрешения (согласно другому мнению, за то, что молча слушал братьев, которые называли отца “твой слуга”).
<> Жена Давида Михал упрекала мужа за то, что он на глазах у всех танцевал перед Ковчегом, и была наказана смертью во время родов.
<> Хизкияу показал знатным вавилонянам лежащие в Ковчеге Скрижали Завета, и поэтому его потомки оказались пленниками в Вавилоне.
Тот факт, что Всемогущий не защищает праведников в этом мире, является для них очень благотворным.
Для Моше и Аарона было счастьем услышать слова: “Вы должны умереть”.
Почему же, подвергаясь строгому суду в этом мире, праведники воспринимают это как большую удачу?
Потому, что в конечном итоге все их достоинства сохраняются для Грядущего Мира, мира вечной радости и благословения.
Тора завершает рассказ о грехе Моше и Аарона такими словами: “Это есть воды Меривы (несогласия) [названные так], ибо сыны Израиля спорили с Ашемом, и Он был освящен ими” (20:13).
Как же Ашем был освящен водами Меривы?
Наказание Моше и Аарона смертью за совершенный ими грех говорит о том, что Ашем карает за грехи даже великих праведников, и осознание этого должно усиливать страх каждого человека перед Всевышним.